ПАМЯТКА НАБЛЮДАТЕЛЯМ
     И ЧЛЕНАМ УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ (УИК) С СОВЕЩАТЕЛЬНЫМ ГОЛОСОМ

 

Каждый кандидат на пост главы субъекта федерации, а также каждый кандидат-многомандатник (в своём округе) вправе направить на каждый избирательный участок по одному члену УИК с совещательным голосом (далее – ЧСГ) и по одному наблюдателю. Более того, один и тот же субъект (партия, кандидат) может назначить на один участок нескольких наблюдателей, но одномоментно на участке может находиться только один из них (другой может, например, в это же время участвовать в голосовании на дому, сопровождая членов УИК с переносной урной, на участке они могут подменять друг друга). Можно назначить «кочующего» наблюдателя на несколько участков.

Крайнего срока нет – ЧСГ и наблюдателя можно назначить хоть в день выборов или накануне. Его можно в любое время заменить.

ЧСГ и наблюдатель могут в меру своих сил и прав контролировать процесс голосования, получать заверенную копию протокола об итогах голосования, подавать жалобы на нарушения закона на участке.

Закон ЗАПРЕЩАЕТ ВАМ БЫТЬ ЧСГ, если Вы не гражданин РФ; если у Вас есть иностранное гражданство или вид на жительство; если Вы признаны недееспособным; если Вы младше 18 лет; если Вы депутат любого уровня, сенатор, мэр или губернатор; если Вы судья или прокурор, работник аппарата избирательной комиссии, если Вы доверенное лицо кандидата или избирательного объединения; если Вы занимаете командную должность в военной части, военной организации или военном учреждении.

НАБЛЮДАТЕЛЯМИ НЕ МОГУТ БЫТЬ депутаты всех уровней, губернаторы, главы местных администраций и другие выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса (на тех же выборах).

Наблюдение за ходом голосования может быть связано с довольно большими психологическими трудностями, со стрессом. Члены комиссии и, в первую очередь, ее руководство могут воспринимать Вас как «инородное тело», как «надсмотрщика». Вы должны быть готовы к тому, что к Вам будут относиться с настороженностью. Будьте готовы к тому, что Ваша деятельность (вопросы, которые Вы задаёте членам УИК, попытки ознакомиться с документами, вручение председателю жалоб на нарушения на участке) будут восприняты как дезорганизация работы комиссии. Уменьшить напряженность Вы можете, если проявите следующие качества:

  • Корректность в обращении. Обращайтесь только к руководителям комиссии (председателю, заму, секретарю), желательно по имени-отчеству (запишите их для себя). Без особой необходимости не повышайте голос. Используйте вежливые выражения. Старайтесь говорить уверенно.
  • Компетентность. Следует учитывать, что другие члены комиссии, в том числе председатель и секретарь – это люди со своим характером, собственным мнением о себе и о том, как и что надо делать. Многие председатели – люди с немалым опытом работы в участковых комиссиях, и часто они пытаются «давить» своим авторитетом. Направляясь на участок, следует подготовиться теоретически, в первую очередь – иметь основания считать себя достаточно компетентным в вопросе наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов.
  • Требуйте только то, что положено по закону (данные рекомендации основаны исключительно на законе). Без крайней необходимости не делайте скоропалительных заявлений. Но будьте настойчивы в своих законных требованиях.
  • Настойчивость. Когда Вы будете обращаться с законными требованиями о предъявлении документов комиссии, Вам будут говорить, что все в данный момент заняты, а Вы мешаете работать. В некоторых случаях, Вы должны проявить настойчивость (например, списки избирателей имеет смысл просмотреть до начала голосования). Если дело терпит (например, с реестрами для голосования вне помещения), то можно проявить настойчивость чуть позже.
  • Не стесняйтесь, даже если на Вас «шикают» другие наблюдатели. Иногда приходится озвучивать свои замечания в момент, когда от Вас их совсем не ждут.
  • Решительность. Вы должны быть психологически готовым к тому, чтобы зафиксировать нарушение. Для этого требуется определенная решительность. Учтите, что на некоторые нарушения следует реагировать немедленно, иначе может оказаться поздно.
  • Общительность. Попробуйте найти точки соприкосновения с другими наблюдателями и ЧСГ. После первых же Ваших законных обращений вам станет ясно, кто из них пришел наблюдать, а кто «отбывать номер». По возможности договоритесь с ними о взаимодействии.

ПОДГОТОВКА.

1. Порядок голосования и подведения его итогов регулируется следующими документами, которые должны быть на каждом участке:

а) Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (№ 67-ФЗ от 12 июня 2002, с поправками на 04.06.2014) или вкратце – ФЗГ. Его можно найти на сайте ЦИК в разделе http://cikrf.ru/law/federal_law/ или в базе «Консультант плюс» – http://www.consultant.ru – а распечатать в виде брошюрки с оглавлением – с адреса

б) Законы Санкт-Петербурга и Ленинградской области о выборах

2. Перед визитом в УИК пробегите глазами хотя бы оглавления законов, возможно, Вам придётся на них ссылаться. Законы во многом дублируют друг друга. Ссылаться обычно лучше на ФЗГ: во-первых он имеет бОльшую юридическую силу; во-вторых – к нему председатели УИК более привычны, т.к. он применяется на выборах всех уровней; в-третьих, статус и полномочия ЧСГ есть только в нём.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ

1. Паспорт, а если его нет – документ его заменяющий (военный билет, справку из милиции об обмене паспорта, на худой конец – загранпаспорт).

2. Документ о Вашем назначении наблюдателем (Направление) или ЧСГ (Решение). Копию, на которой Вам распишутся в его приёме. Пару копий на случай, если его потеряют. В НАПРАВЛЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН БЫТЬ УКАЗАН ВАШ ТЕЛЕФОН – иначе Вас не пригласят на повторный подсчёт голосов. Да и если он будет указан, не надейтесь, что до Вас дозвонятся: при необходимости настойчиво дозванивайтесь сами.

3. Ваше заявление о согласии быть ЧСГ с подтверждением, что закон не запрещает Вам занимать эту должность (наблюдателю такой документ не нужен).

Эти три (наблюдателю – два) документа Вам надо предъявить на участке и...

– ЕСЛИ ВЫ ЧСГ: потребовать от председателя (секретаря), чтоб Вам выдали удостоверение;

Если взять с собой подходящую скрепку – удостоверение можно гордо прикрепить себе на грудь.

– ЕСЛИ ВЫ НАБЛЮДАТЕЛЬ – удостоверения Вам не дадут (не положено), попросите председателя (секретаря) комиссии поставить на копии Направления подпись и надпись «Получено, дата, время». Заверенная таким образом копия Направления будет служить вам заменой удостоверения.

Наблюдатель вправе носить нагрудный знак, если ему выдали таковой в штабе назначившей его партии (кандидата).

4. Попросите в штабе (или найдите в Интернете) данные по избирательному участку (адрес и телефон, какие дома включает, состав комиссии).

5. Бланки жалоб (заявлений) (ВЗЯТЬ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ШТАБЕ), десять-двадцать чистых листов A4 и КОПИРКУ (её тоже требуйте в штабе) – чтобы писать документы сразу в 2-3 экземплярах.

6. Бланки протокола об итогах голосования – на случай, если Вам откажутся дать ксерокопию протокола и придётся создавать её от руки.

7. Координаты:

– Вашего избирательного штаба: _______________________________________.

– Вышестоящей комиссии.

– Прокуратуры.

– Полиции: (не стесняйтесь обращаться и к полицейским непосредственно на участке – он для того и стоит, чтоб пресекать нарушения закона).

8. Блокнот для записей и несколько ручек. Удобную папку для бумаг. Часы и калькулятор не помешают. Не заполняйте официальные документы карандашом!

9. Желательно – тексты законов о выборах.

Если есть ноутбук, планшет или смартфон – скачайте на него законы, чтобы при необходимости найти нужные нормы контекстным поиском.

ЧСГ: Отметьте закладками как минимум две страницы ФЗГ:

– ст.29, пункты 20, 22, 23 – это Ваши полномочия и права;

– ст.28, это фактически – регламент работы комиссии и принятия ею решений.

НАБЛЮДАТЕЛИ: Отметьте закладками как минимум две страницы ФЗГ:

– ст.30, пункты 7 и 8 (или ст.23 пункты 8 и 9 ЗоВП)– это о порядке Вашего назначения и доказательствах Ваших полномочий;

– ст.30, пункт 9 (или ст.23 п.12 ЗоВП) – это Ваши права.

10. При возможности – фотоаппарат (он может оказаться единственным средством снять копию с нужного документа) и диктофон.

11. Фонарик (на случай внезапного отключения света, которое систематически случается в начале девятого вечера).

12. Жёсткую папку или большую книгу – возможно, придётся писать на коленях.

13. Еду и питье (или деньги, если есть шанс найти близко к участку пункт пропитания).

ВАШИ ПРАВА

Будьте готовы продемонстрировать УИКу нормы законов о Ваших правах:

Члены УИК с совещательным голосом:

 

Наблюдатели:

Пункты 22, 23 25 статьи 29 ФЗГ

 

Пункт 9 статьи 30 ФЗГ 

Член УИК с совещательным голосом обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса за пятью основными исключениями. Он
НЕ ВПРАВЕ:

а) выдавать и подписывать бюллетени;

б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;

в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;

г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;

д) составлять протоколы об административных правонарушениях.

При этом он вправе присутствовать при всех этих избирательных действиях.

 

Теперь о том, что он ВПРАВЕ. Закон специально оговаривает, что члены УИК с совещательным голосом (как и с решающим):

а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;

б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;

д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;

е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

 

Наблюдатель ВПРАВЕ (п.9 ст.30 ФЗГ):

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования (на дому);

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи (т.е с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей);

б1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

в) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования (на дому);

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи (см. п. «б»);

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии протоколов;

ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. (форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы);

з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов в соответствующих комиссиях.

 

Наблюдатель НЕ ВПРАВЕ (п.10 ст.30 ФЗ):

а) выдавать избирателям бюллетени;

б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей;

з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

ЧСГ обладает более широкими правами, чем наблюдатель. Он может участвовать в заседаниях УИК почти со всеми правами, кроме голосования при принятии комиссией решения, знакомиться со всеми документами комиссии (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, партий, бюллетенями), получать копии этих документов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, иных документов, содержащих конфиденциальную информацию), требовать заверения указанных копий (п.«г» ч.23 ст.29 ФЗГ).

Наблюдатель вправе знакомиться только с определенными документами – со списками избирателей, реестром заявлений о досрочном голосовании, итоговыми протоколами и приложенными к ним документами (п.9 ст. 30 ФЗГ).

На какие статьи ссылаться в спорных ситуациях:

– полномочия члена УИК с совещательным голосом – пункты 22, 23, 25 ст. 29 ФЗГ,– права наблюдателя – пункт 9 ст. 30 ФЗГ

– права журналистов – кто и по каким документам признаётся представителем СМИ и что он вправе делать на участке – пункт 52 ст.2, пункт 11 ст. 30 ФЗГ

– работа участка в день голосования – ст. 64 ФЗГ,

– голосование на дому – ст. 66 ФЗГ

– подведение итогов (подсчёт) – ст.67, 68 ФЗГ,

– передача протоколов в ТИК,

- повторный подсчёт голосов – пункт 30 ст. 68 ФЗГ,

ВОЗМОЖНЫЕ РЕПРЕССИИ

П.12 ст.64 федерального закона:

Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Будьте готовы к тому, что Ваша деятельность (вопросы, которые Вы задаёте членам УИК, попытки ознакомиться с документами, вручение председателю жалоб на нарушения на участке) будут восприняты как дезорганизация работы комиссии. Практика показывает, что полицейские не всегда соглашаются исполнять указания председателей УИК об изгнании наблюдателей с участка. Или изгоняют, а потом, когда всё, что Вы хотели предотвратить, уже свершилось, позволяют вернуться, говоря, что «ошиблись».

ЕСЛИ ВАС ПЫТАЮТСЯ УДАЛИТЬ С УЧАСТКА. Изредка бывает, что наблюдателей не пускают на участок, требуя от них дополнительные документы. В этом случае звоните в вышестоящую комиссию или в штаб и составляйте заявление о нарушении. Ничего, кроме соответствующим образом оформленного направления и удостоверения личности, от вас требовать не должны.

Принципиальных и дотошных наблюдателей и ЧСГ иногда пытаются выдворить из комиссии, мотивируя это тем, что они якобы мешают работе комиссии. Помните, что удалить наблюдателя из помещения для голосования можно только после принятия комиссией письменного мотивированного решения (п.12 ст.64 ФЗГ). Поэтому не уходите с участка, пока Вам не представят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение, с которым вы можете обратиться в вышестоящую комиссию или в суд. Обязательно и срочно сообщите об инциденте в свой избирательный штаб.

Обратите внимание, что закон не предусматривает удаления ЧСГ, а только отстранение его от работы.

Между прочим, за нарушение прав наблюдателя и ЧСГ предусмотрен административный штраф – статья 5.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (выдержки из кодекса должны находиться на каждом участке на информационном стенде). За возбуждением административного дела обращайтесь к полицейскому на участке.

СПОСОБЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ

Основными способами фальсификации в участковой избирательной комиссии являются:

  • выдача бюллетеней тем, кто не имеет права голосовать на этом участке;
  • голосование за избирателей, не принимавших участие в голосовании (за них в списке избирателей ставится фальшивая подпись и вбрасывается бюллетень: не обязательно в ящик, можно – и на стол при подсчете голосов);
  • неправильный подсчет голосов (подмена бюллетеней при подсчете или просто неправильный подсчет в рассортированных пачках);
  • внесение в протокол данных, не соответствующих результатам подсчета. Этот способ особенно «уместен» при подсчёте голосов по многомандатным округам, поскольку бюллетени с 1–5 галочками невозможно рассортировать для подсчёта на обозримое количество пачек (количество возможных сочетаний пометок в бюллетене составляет десятки тысяч);
  • составление (на участке или в ТИКе) повторного протокола с искажёнными результатами.

Существуют и другие способы нарушений в день голосования:

  • подкуп избирателей перед участком (частным случаем подкупа является технология, которая именуется как «хоровод» или «карусель», когда избирателю перед участком дают заполненный бюллетень и предлагают вынести с участка незаполненный бюллетень);
  • агитация избирателей во время голосования на дому.

Фальсификации на избирательном участке довольно трудоемки. При качественном наблюдении их можно предотвратить или, по крайней мере, зафиксировать. Именно это и является основной целью наблюдения.

НАРУШЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИМ

Конечно, нарушение нарушению – рознь. Нарушения могут быть неумышленными – по забывчивости, или даже по незнанию. Председатель комиссии, например, может просто забыть предъявить внутренность ящиков для голосования перед их опечатыванием. Намного проще и во всех отношениях лучше напомнить комиссии о необходимости это сделать, а не составлять жалобу по этому поводу. Если ящики еще не опечатаны, или уже опечатаны, но избирателей еще не было, то вы должны потребовать показать внутренность ящиков. Конечно, если вы встретитесь с твердым отказом удовлетворить ваше законное требование, то надо составить заявление (жалобу) о нарушении и передать его председателю или секретарю комиссии (иногда заявление надо составлять немедленно, иногда – в течение дня). Других способов влияния на комиссию нет: не надо кричать, устрашать председателя немедленными карами или пытаться собственноручно устранить нарушение. Помните: Вы пришли наблюдать, а не ликвидировать нарушения.

Есть и такие требования закона, которые могут неоднозначно трактоваться. Например, закон требует, чтобы избиратель сам заполнял сведения о себе в списке избирателей. Однако закон также предусматривает, что это может сделать член комиссии «с согласия избирателя либо по его просьбе». Обычно комиссия считает, что «согласие избирателя» – это «молчаливое согласие», отсутствие возражений. По-видимому, не стоит спорить на эту тему, так как подобное нарушение (если считать это нарушением) не влечет за собой искажения результатов голосования.

Иногда члены комиссии, по российской привычке, искренне считают некоторые требования закона несущественными. Например, по этой причине вас могут не предупредить о выезде на голосование вне помещения (п.6 ст.66 ФЗГ). Не вступайте по этим вопросам в споры. Лучше заявите, что «закон есть закон» и напишите заявление (жалобу).

Незначительные нарушения, по которым можно не составлять заявления, отличаются от серьезных нарушений двумя признаками: во-первых, они не влияют на итоги голосования, а во-вторых, они устраняются по первому вашему требованию. Например, не обнаружив в помещении для голосования увеличенной формы протокола, следует потребовать вывесить ее в удобном месте, и только в случае отказа писать заявление.

АГИТАЦИЯ И ПОДКУП В ХОДЕ ГОЛОСОВАНИЯ

Любая агитация в день голосования запрещена – п.3 ст.49 ФЗГ (предусмотрен административный штраф – ст.5.10 Кодекса об административных правонарушениях). Если агитация проводится в помещении для голосования (например, член комиссии может неназойливо подсказывать, куда поставить «галочку»), то попросите председателя комиссии пресечь агитацию, а если это не будет сделано, составляйте заявление о нарушении.

Если вы заметили агитацию перед помещением для голосования или если вы заметили какие-либо признаки подкупа избирателей (передача денег, бюллетеней и т.д.) следует, не поднимая лишнего шума, связаться со своим штабом, на крайний случай – с полицией, чтобы данное нарушение было правильно зафиксировано (надо будет составлять протокол, привлекать свидетелей).

Проведение лотерей, связанных с выборами, запрещено (п.3 ст.56 ФЗГ). В последние годы почти на каждых выборах в день выборов на участках – как правило, в соседних с местом голосования помещениях – проводятся лотереи, а также всевозможные сборы подписей за улучшение жизни. Это противозаконно.

НЕЗАКОННОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В СПИСОК

Списки избирателей не позже, чем в 18.00 накануне дня голосования должны быть сброшюрованы, прошиты и скреплены печатью на задней обложке.

Граждане, не включённые в основной список, могут в день голосования включаться в дополнительный список (это, обычно, такие же листы большого формата, не прошитые, на отдельном столе у секретаря или зампреда комиссии) в трёх случаях:

1) Если гражданин прописан на участке и может это доказать штампом в паспорте, а в списки его включить почему-то забыли.

2) Если гражданин не прописан нигде (без определённого места жительства). В каждом городе или районе один-два участка специально отводятся для голосования таких граждан – туда его и надо направить.

3) Если гражданин сменил фамилию или его фамилия, имя или отчество в основном списке значатся с ошибками. В этом случае его вычеркивают из основного списка и добавляют в дополнительный.

Во всех остальных случаях (человек живёт далеко от своего участка; занят на предприятии непрерывного цикла; живёт в общежитии) избиратель может быть включён в список лишь по письменному заявлению, поданному в УИК не позднее, чем за три дня до дня голосования, (чтобы УИК сообщил об этом через ТИК и ГАС «Выборы» в участковую комиссию по месту прописки гражданина, и его вычеркнули из тамошнего списка).

Отметим, что за незаконную выдачу и незаконное получение избирательного бюллетеня тот, кто его выдал и тот, кто его получил, наказываются штрафом по статье 5.22 Кодекса об административных правонарушениях, так что если Вы обнаружили, что в дополнительный список включают тех, кто не имеет на это права – имеет смысл обратиться к присутствующим сотрудникам милиции или в ТИК (конечно, предварительно предложив тому, кто это делает, перестать по-хорошему).

ЗАЯВЛЕНИЯ (ЖАЛОБЫ)

Серьезные нарушения закона должны обязательно документально фиксироваться. Заметив нарушение, сделайте об этом устное заявление председателю комиссии или лицу, его замещающему, и составьте письменное заявление о нарушении в двух экземплярах (удобно использовать копирку). Не называйте свое заявление актом, поскольку в законе речь идет именно о заявлениях.

Перед составлением заявления (жалобы) о любом серьёзном нарушении попросите председателя участковой комиссии пресечь нарушение закона. Если председатель не реагирует, а нарушение, по Вашему мнению, существенно и может исказить результаты голосования, заявите, что нарушение будет обжаловано в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Одновременно предупредите его о том, что если будет назначен повторный подсчет голосов избирателей или выборы на территории данного избирательного участка будут признаны недействительными, соответствующие расходы могут быть отнесены на счет виновных ответственных лиц.

Необязательно, чтобы заявление было составлено очень гладко в смысле стилистики. В заявлении не обязательно (хотя и желательно) ссылаться на конкретные статьи законов. Главное требование: заявление должно быть максимально подробным и содержать факты.

Написав заявление, поставьте под ним свою подпись. Вы можете предварительно ознакомить с текстом заявления других наблюдателей или свидетелей; предложите им поставить в заявлении отметку «С заявлением согласен», указать свой адрес, телефон или статус в комиссии и поставить подпись. Если у них возникнут дополнения, которые отображают какие-либо факты, то внесите эти дополнения в заявление. Чем больше подписей стоит под заявлением, тем более весомым аргументом оно будет в дальнейшем. С другой стороны, не затягивайте этот процесс до бесконечности.

Один экземпляр передайте председателю или секретарю комиссии, на другом получите его расписку о получении и оставьте себе. Учтите, что по закону ваше заявление должно быть обязательно рассмотрено комиссией, приложено к первому экземпляру протокола и передано вместе с ним в вышестоящую комиссию (п.30 ст.68 ФЗГ).

Если председатель комиссии отказывается принять Ваше заявление, то напишите на заявлении слова «Председатель УИК принять заявление отказался», затем обратитесь в штаб, чтобы вам помогли разобраться с этим нарушением. Можете написать заявление в ТИК об отказе УИК принять Ваше заявление (если покидать участок не хочется, свяжитесь со штабом или мобильной группой для передачи в ТИК Вашей жалобы).

Если Вас без законных оснований удалили с избирательного участка – напишите жалобу в ТИК и договоритесь с избирательным штабом о том, как её туда передать.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ УИК В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ

Около 7.30–8.00 – подготовка участка к голосованию.

8.00 – открытие доступа на избирательный участок. Начало голосования..

20.00 – закрытие дверей избирательного участка. Погашение неиспользованных бюллетеней. Подсчёт подписей избирателей в списках. Затем – подсчёт бюллетеней.

По окончании подсчёта голосов – подписание протокола о результатах выборов, выдача копий протокола членам УИК с совещательным голосом, наблюдателям, представителям СМИ.

Передача первого экземпляра протокола об итогах голосования в ТИК.

Если не сошлись контрольные соотношения или ТИК по другим причинам требует пересчёта голосов – повторный подсчёт голосов. Составление повторного протокола.

Передача первого экземпляра повторного протокола в ТИК.

1. ЗНАКОМСТВО

1. Узнайте точное местоположение своего участка (если здание большое – то с точностью до комнаты), чтобы появиться там в день голосования за полчаса до открытия, т.е. не позже 7.40.

2. При возможности посетите УИК накануне голосования. Это позволит Вам заранее познакомиться с руководством комиссии и, главное, – заранее и без спешки получить необходимые данные:

а) количество избирателей в списке;

б) количество бюллетеней, полученных УИК от ТИК (по акту передачи бюллетеней);

в) количество избирателей, проголосовавших досрочно.

3. Познакомьтесь с председателем и секретарём комиссии.

4. Познакомьтесь с членами УИК с решающим голосом от дружественных партий. Обменяйтесь координатами с наблюдателями и ЧСГ от Вашей партии (кандидата) и её союзников.

5. Помещение для голосования и его окрестности

1. Требование закона

2. Ссылка на статью закона

3. Время, когда отмечено нарушение
или отметка об отсутствии нарушений

 

На участке и в пределах 50 метров вокруг него не должно быть агитационных материалов.

п.10 ст.54 ФЗГ

 

 

За пределами 50 метров ранее вывешенные материалы допускаются, но запрещено вывешивание новых и проведение любой агитации

п.4 ст.49 ФЗГ

 

 

Закон подробно регулирует размещение информационных плакатов на избирательном участке.

Должен быть вывешен плакат с биографическим сведениями о кандидатах, сведениями об имуществе и доходах кандидатов и их супруг (супругов).

 

 

На стенде вывешиваются выдержки из Уголовного и Административного кодексов об ответственности за нарушение избирательных прав.

 

 

На стенде должен быть образец заполнения бюллетеней, но фамилии и названия партий в нём должны быть вымышленными и не совпадать с данными реальных участников выборов.

п.8 ст.62 ФЗГ

 

 

Места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования (кабинки) и ящики (урны) для голосования должны одновременно находиться в поле зрения членов УИК и наблюдателей.

п.11 ст.61 ФЗГ

 

 

В каждой из избирательных кабинок должна быть шариковая ручка либо фломастер. Карандашей быть не должно.

Кабинки должны обеспечивать тайну голосования и достаточное место и освещение

п.2 ст.61 ФЗГ

 

 

В поле зрения комиссии и голосующих должна висеть увеличенная копия протокола об итогах голосования

п.9 ст.62 ФЗГ

 

6. Попросите ознакомить вас со списками избирателей. Вы имеете право это сделать на основании п.9 ст.30, п.23 ст.29 ФЗГ. Для этого надо подойти к председателю или секретарю комиссии и спокойно, но настойчиво попросить посмотреть списки. Они начнут говорить, что сейчас не до того, что вы им мешаете…, но вы должны заявить, что это ваше законное право, и вам надо убедиться, что в списках нет лишних пометок. Пусть перед вами перелистают хотя бы несколько списков, на которые вы укажете. В списках не должно быть подписей избирателей. Пометки в списке избирателей могут быть только о том, что избиратель выбыл (с указанием документа, который подтверждает выбытие), либо о том, что он проголосовал досрочно в ТИКе. Другие пометки, например, заполненные паспортные данные, «галочки» и пр. вызывают подозрения и их надо отметить у себя в блокноте (выписать ФИО и адрес избирателя). Списки избирателей должны быть сброшюрованы по книгам (ч.13 ст.17 ФЗГ) и заверены в конце каждой книги подписью председателя и печатью. Если это не так, обратитесь к председателю и напишите заявление.

7. Узнайте, сколько избирателей подали заявки на голосование вне помещения и все ли они внесены в реестр заявок на голосование вне помещения. Вам могут сказать, что заявки есть, но реестр пока не составлен. Это – нарушение (см. ст.66 ФЗГ). Если заявок оказалось больше 20, то это вызывает подозрение; выясните для себя, каким образом подавались эти заявки (в последнее время практикуется способ подачи «коллективных» заявок от ветеранских организаций, главврачей поликлиник и т.д., без внесения в реестр). Помните, что члены комиссии вправе посетить на дому только тех, кто внесён в реестр на момент их выезда с участка.

2. НАЧАЛО

До 8-ми часов утра на участке идет подготовка к голосованию: размещение членов комиссии, выдача членам комиссии списков избирателей и бюллетеней для голосования.

В 8.00 председатель или другой член комиссии объявляет об открытии избирательного участка. Это означает, что избиратели могут войти в помещение для голосования. Ящики, как правило, опечатываются до открытия участка, хотя закон не запрещает делать это в присутствии избирателей.

Председатель комиссии перед началом голосования обязан предъявить пустые ящики (урны) для голосования, а затем опечатать их.

п.3 ст.64 ФЗГ

 

 

Председатель вскрывает конверты с бюллетенями избирателей, проголосовавших досрочно, и опускает бюллетени в стационарную урну

 

 

3. НАБЛЮДЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

Весь день в течение 12 часов Вам предстоит следить за голосованием. Не надо изнурять себя в это время, поскольку Вам, скорее всего, предстоит еще и бессонная ночь. Во время голосования вы можете ненадолго отлучаться с участка, но следует позаботиться о том, чтобы хотя бы один надежный наблюдатель всегда оставался в помещении для голосования. Учтите, что интенсивность потока избирателей различна в разное время суток. Она достигает пика днем – с 11 до 14 часов.

Порядок выдачи бюллетеней, занесения сведений в списки избирателей, заполнения бюллетеней, погашения испорченных бюллетеней и т.п. определен в ст.64 ФЗГ.

В ходе голосования в первую очередь надо следить за тем, чтобы не производились никакие махинации со списками избирателей: их не должны выносить из помещения для голосования, в них не должны вноситься данные об избирателе в отсутствие самого избирателя.

Также надо присматривать за ящиком для голосования (чтобы туда не вбрасывали пачки бюллетеней) и за выдачей бюллетеней.

4. ВЫДАЧА БЮЛЛЕТЕНЕЙ

Бюллетени не должны выдаваться гражданам, не предъявившим паспорт. Паспорт может быть заменен военным билетом, но только в том случае, если избиратель внесен в список для голосования. В редких случаях вместо паспорта может быть предъявлена специальная справка из милиции. В такой справке обязательно должен быть указан адрес регистрации избирателя.

 

п.4-5 ст.64 ФЗГ

 

Выдавать бюллетени по читательским билетам, водительским удостоверениям, по знакомству и т.д. не разрешается. Не выдается бюллетень и по заграничному паспорту (там не указано место регистрации).

Запрещено выдавать одному избирателю более одного комплекта бюллетеней. Даже если избиратель очень просит. Если он просит за кого-то, кто не может придти на участок, то этого «кого-то» следует внести в реестр заявок на голосование вне помещения.

Если избирателя нет в списке, но он предъявил паспорт, который свидетельствует, что избиратель проживает на данном участке, то этот избиратель дополнительно вносится в список избирателей.

Одним из способов фальсификации является голосование за других избирателей по сговору с членом УИК, выдающим бюллетени. Гражданин приходит на участок и подходит к условленному члену комиссии. Он предъявляет свой паспорт, ему предлагают получить бюллетень за другого избирателя, который, как известно члену комиссии, не придет голосовать (находится в отпуске, на срочной службе, просто никогда не ходит и т.п.). Поэтому стоит присматриваться к голосующим и к процессу голосования, наблюдать, не голосует ли один и тот же человек несколько раз. Не стесняйтесь подходить ближе к месту выдачи бюллетеней.

5. ГОЛОСОВАНИЕ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Голосование на дому подробно регламентируется законами (ст. 66 ФЗГ).

Самое главное правило, которое должно соблюдаться при голосовании вне помещения: комиссия имеет право выдать бюллетень для голосования вне помещения только тем лицам, которые заранее внесены в «реестр заявок на голосование вне помещения». Заявки подаются в комиссию по телефону или устно, самим избирателем или его знакомыми по его просьбе. Каждая заявка фиксируется в специальном реестре заявок, где должны быть указаны ФИО избирателя и адрес, куда надо привезти для него бюллетень.

Главное, за чем вы должны проследить: Для голосования вне помещения выезжают два члена комиссии с так называемой «выпиской из реестра заявок» (иногда забирается весь реестр, но это не совсем правильно). Эти два члена получают под расписку бюллетени в количестве, которое может на 1-2 бюллетеня (на случай ошибочного заполнения бюллетеней) превосходить количество заявок в выписке из реестра. Когда проводившие голосование вне помещения члены вернутся в комиссию, в выписке из реестра должно быть столько же фамилий избирателей, сколько было перед их выездом! Проголосовавших может быть, естественно, меньше. Проводившие голосование должны помимо выписки из реестра привезти в комиссию письменные заявления от проголосовавших и остаток бюллетеней (эти бюллетени могут быть либо неиспользованными, либо испорченными и погашенными с составлением соответствующего акта). Заявления должны быть только от тех лиц, которые находились в выписке из реестра перед отправкой на голосование вне помещения.

Иначе говоря, Вы должны посмотреть выписку из реестра перед выездом группы на голосование вне помещения и эту же выписку после их возвращения. Запишите для себя количество заявок в выписке и последнюю фамилию в этой выписке. Сравните эти данные с теми, которые будут в выписке после возвращения. Если Вы обнаружите, что голосовали люди, которых не было в исходном варианте выписки – напишите жалобу.

Остальные детали можно прочитать в законе. Закон предоставляет вам право участвовать в проведении голосования вне помещения, причем председатель комиссии должен заранее оповестить вас об этом, а комиссия обязана предоставить вам место в транспорте, выделенном для этих целей. Возможно, вас даже будут уговаривать сделать это (чтобы отвлечь от работы в помещении для голосования). Однако не тратьте на это время, если Вас некому подменить на участке: за ваше отсутствие могут произойти более грубые нарушения, а самое важное нарушение при голосовании вне помещения вы можете отследить в комиссии.

Выезжайте на голосование лишь в том случае, если в комиссии остаются надежные наблюдатели, а заявок на голосование очень много (больше 30-ти). В этом случае попытайтесь выяснить, не являются ли заявки фиктивными. Спрашивайте у избирателей, к которым Вы будете заходить, действительно ли они подавали заявку на голосование вне помещения.

6. ЗАКРЫТИЕ УЧАСТКА И ПОДСЧЁТ ГОЛОСОВ

Избирательный участок закрывается в 20.00. Доступ избирателей на участок прекращается, но те, кто уже находится на участке, могут проголосовать.

 

 

Порядок подсчета голосов подробно описан в ст. 68 ФЗГ. В первом пункте этой статьи написано самое главное правило всех действий после закрытия участка: «Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей». То есть, все действия должны производиться на глазах у наблюдателей, и после каждого этапа подсчитанные количества должны вноситься в увеличенную форму протокола.

О заполнении Протоколов

В конечном итоге комиссия должна будет составить по два экземпляра протоколов по каждому из проводимых типов голосования (типов бюллетеней). По закону в процессе подсчета заполняются как увеличенные формы протоколов, так и сами протоколы. Но на практике в процессе подсчетов обычно заполняется черновик протоколов, и в этом нет ничего страшного. Для наблюдателей важно то, чтобы после каждого этапа полученные результаты ОГЛАШАЛИСЬ и вносились именно в увеличенные формы протоколов, которые должны висеть на стене недалеко от места, где производят подсчеты. Это делается для того, чтобы все исправления, которые комиссия делает в процессе подсчетов, делались бы на виду у наблюдателей. Председатели комиссий зачастую забывают оглашать результаты и заполнять увеличенные формы протоколов. Если председатель не выполняет этих требований, напомните ему о них. Анализируйте заносимые данные по мере подсчета.

Очень важно, чтобы этапы подсчета следовали друг за другом в том порядке, в котором они описаны в законе. Сначала должно производиться погашение невостребованных бюллетеней, потом – работа со списками избирателей, а уж затем – извлечение бюллетеней из ящиков и подсчет голосов. Нарушение такой последовательности (например, одновременное погашение и работа со списками) не позволит Вам отследить «подгонку» контрольных соотношений, которую умеют осуществлять опытные председатели комиссий.

Этап 1: Погашение неиспользованных и испорченных бюллетеней

1. Члены комиссии подсчитывают и гасят, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени отдельно по каждому виду бюллетеней. Следите за этим подсчетом: опытные председатели заранее знают, сколько должно получиться и могут «подгонять» это количество.

Убедитесь, что углы у бюллетеней действительно обрезаны, иначе эти бюллетени могут через некоторое время оказаться в пачке голосов за какого-либо кандидата.

Количество погашенных бюллетеней суммируется с количеством испорченных бюллетеней (не путать с недействительными – испорченными в законе именуются бюллетени, в которых избиратель поставил какие-то отметки, а потом увидел, что ошибся и попросил выдать ему взамен другой бюллетень). Эти бюллетени должны храниться отдельно от неиспользованных бюллетеней, при этом должны иметься акты об их погашении. Итоговое количество заносится в увеличенную форму Протокола (строка 6).

2. На основании актов о получении комиссией избирательных бюллетеней (вы можете попросить предъявить эти акты; кроме того, сравните эти цифры с теми, которые вы узнали утром) в строку 2 Протоколов заносится количество бюллетеней, полученных комиссией.

Этап 2: Работа со списками избирателей

На этом этапе проводится подсчет данных, содержащихся в списках избирателей. Эти данные затем вносятся в Протоколы и играют важную роль при проверке балансовых соотношений. Эти данные не менее важны, чем те, которые будут получены при непосредственном подсчете голосов. Следите за тем, как происходит подсчет, за тем, чтобы не было «приписок» и исправлений в списках избирателей.

Это очень важный этап: большинство председателей комиссий понимают, что именно на этом этапе (а не потом, как это записано в законе) они должны добиться выполнения главного контрольного соотношения – баланса бюллетеней (количество полученных комиссией бланков бюллетеней должно быть равно сумме количества выданных в помещении для голосования, выданных на дому и погашенных).

1. На каждой странице списка избирателей заполняются суммарные данные по данной странице. Эти суммарные данные вносятся в специальные строки, предусмотренные в нижней части каждой страницы списка избирателей. По каждому виду бюллетеней суммарные данные заполняются отдельно. Обычно эту работу члены комиссии начинают выполнять еще до закрытия участка, но окончательные данные должны быть внесены именно на этом этапе.

Итоги по каждой странице – это 4 строки:

– число избирателей в списке на момент окончания голосования;

– число бюллетеней, выданных в помещении для голосования в день голосования;

– число бюллетеней, выданных вне помещения (на дому);

– число избирателей, проголосовавших досрочно.

В каждой строке может быть несколько столбцов цифр – по выборам всех уровней и видов (данные в столбцах могут различаться, если избиратель взял бюллетень по одним выборам, а другие решил бойкотировать).

2. Затем данные суммируются по страницам и по книгам. В суммарные данные входят данные как из основного, так и из дополнительного списка избирателей. Эти числа оглашаются и заносятся в увеличенную форму протокола. В частности, на этом этапе определяется общее число избирателей в списке (строка 1 Протокола), число бюллетеней, выданных на досрочном голосовании (строка 3); число бюллетеней, выданных в день голосования в помещении для голосования (строка 4), число бюллетеней, выданных в день голосования вне помещения для голосования (строка 5).

Именно на этом этапе уже можно проверить выполнение баланса бюллетеней.

Если у Вас возникли сомнения в правильности подсчета по спискам избирателей, Вы можете «ознакомиться со списками», «а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета» (ч.6 ст.68 ФЗГ).

Традиционная ошибка УИКов: фамилии в списке обозначаются сплошной нумерацией, и номер последнего добавленного в список избирателя принимается за число избирателей в списке, тогда как на самом деле эту цифру надо уменьшить на количество избирателей, вычеркнутых на разных страницах списка.

3. Затем списки избирателей помещаются «в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место» (ч.7 ст.68 ФЗГ). Лучше, если списки будут находиться на виду у наблюдателей. Доступ к спискам избирателей запрещен до момента проверки контрольных соотношений.

 

Этап 3: Непосредственный подсчет голосов

Непосредственный подсчет голосов – это подсчет по бюллетеням, которые извлечены из избирательных ящиков и находятся на столе. «Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии» (ч.10 ст.68 ФЗГ). На этапе непосредственного подсчета надо следить, в основном, за тем, чтобы бюллетени не были подменены, чтобы члены комиссии не проставляли на них дополнительных «галочек», а также за тем, чтобы сам подсчет производился правильно.

Примечание: В законодательстве фигурирует понятие «бюллетень неустановленной формы». Это бюллетени, которые «изготовлены неофициально, либо не заверены избирательной комиссией». Такие бюллетени при подсчетах вообще не учитываются, а упаковываются отдельно, о чем составляется акт. Обратите внимание, что если в правом верхнем углу бюллетеня нет подписей двух членов комиссии или печати – это бюллетень неустановленной формы.

При обнаружении бюллетеней неустановленной формы количество извлеченных из избирательных ящиков бюллетеней может отличаться от количества выданных бюллетеней, причем в любую сторону. Ниже, когда мы говорим «бюллетени», мы имеем в виду бюллетени установленной формы.

1.Сначала на стол извлекаются бюллетени из ПЕРЕНОСНЫХ ящиков. Перед вскрытием каждого переносного ящика председатель должен объявить, сколько заявлений о голосовании на дому прилагается к данному ящику, а также должен дать наблюдателям убедиться в неповрежденности ящика. Если количество бюллетеней какого-либо вида (федеральные, региональные, одномандатные и т. п.) превышает объявленное количество избирателей, «проголосовавших в данный ящик», то ВСЕ бюллетени этого вида, изъятые из этого переносного ящика объявляются недействительными, о чем составляется акт .

Суммарное количество извлеченных из переносных ящиков бюллетеней (включая недействительные, но не включая бюллетени неустановленной формы) заносится в строку 7 увеличенной формы Протокола.

  1. Инструкции ЦИК предусматривают, что бюллетени из переносных ящиков смешивают на столе с основной массой бюллетеней из ящиков стационарных и считают всё вместе. На практике иногда «переносные» бюллетени просчитывают полностью (по кандидатам и партиям) сразу, откладывают в сторону, а потом суммируют с подсчитанными отдельно «стационарными». Полагаем, что это не такое уж серьёзное нарушение.
  2. На стол извлекаются бюллетени из стационарных ящиков (В ЭТОТ МОМЕНТ ВАШ ФОНАРИК ДОЛЖЕН БЫТЬ НАГОТОВЕ). Перед вскрытием каждого ящика председатель должен дать наблюдателям убедиться в неповрежденности ящика.

Сначала бюллетени разделяются по виду (бюллетени по выборам главы субъекта федерации, по партспискам, по многомандатным округам).

а) Подсчёт бюллетеней, по которым у избирателя один голос (губернатор, партсписки)

Подсчет производится в два этапа: сначала бюллетени сортируются (раскладываются по пачкам), а затем подсчитывается количество бюллетеней в каждой пачке.

Сортировка бюллетеней по кандидатам, партиям, недействительным происходит в определенном порядке: закон требует (ч.14 ст.68 ФЗГ), чтобы члены комиссии предъявляли сортируемые бюллетени «для визуального контроля всем присутствующим» и «оглашали содержащиеся в избирательном бюллетене отметки». При этом «одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается». Комиссии часто не выполняют эти требования. При хорошей организации подобная процедура занимает не так уж много времени (около получаса для каждого вида бюллетеней). После оглашения бюллетень должен укладываться лицевой стороной вверх в соответствующую пачку: за кандидата «А», за кандидата «Б», и т.д..

Отдельную пачку должны составлять недействительные бюллетени – те, которые «не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых число отметок в указанных квадратах превышает количество голосов, которые имеет избиратель». Недействительными также признаются бюллетени, поданные при досрочном голосовании за кандидатов, которые потом сняли свои кандидатуры. Наблюдайте за правильностью сортировки.

Если волеизъявление избирателя вызывает у членов комиссии сомнения (так бывает, например, если, в квадратике вместо галочки написано слово «Против» или смайлик, или на бюллетене полно разных надписей, но при этом как положено есть одна отметка в квадрате) они откладываются в отдельную стопочку и комиссия разрешает разногласия путём голосования, признавая этот голос поданным за кого-то либо недействительным и перемещая в соответствующую пачку (п.17 ст.68 ФЗГ).

После сортировки по пачкам количество бюллетеней в каждой пачке подсчитывается членами комиссии с правом решающего голоса. При этом: «бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается» (п.18 ст.68 ФЗГ). Можно предположить, что уставшие члены комиссии не будут выполнять это требование. Но они установлены для того, чтобы вы могли удостовериться в правильности сортировки и подсчета. Внимательно следите за подсчетом бюллетеней в пачках основных претендентов – именно туда могут быть подложены лишние бюллетени. Если требования о перекладывании бюллетеней или о последовательном подсчете пачек не будут выполнены, напишите заявление о нарушении (готовый бланк такого заявления возьмите в своём избирательном штабе; в это время у Вас уже не будет сил, а нарушение с большой вероятностью будет).

Количество подсчитанных голосов за каждого кандидата и каждый список  и бюллетеней, признанных недействительными, заносится в увеличенную форму Протокола.

Если у вас возникли сомнения по результатам подсчета, вы можете потребовать, чтобы пачку бюллетеней еще раз пересчитали в вашем присутствии с предъявлением всех бюллетеней в этой пачке (ч.21 ст. 68 ФЗГ).

б) Подсчёт бюллетеней по многомандатному округу

Это действие, по нашим подсчётам, займёт не меньше четырёх часов, если проводить его по правилам. Закон гласит, что бюллетени с несколькими отметками не сортируются по пачкам, а оглашаются по одному. То есть, один из членов комиссии зачитывает фамилии кандидатов, отмеченных галочками в очередном бюллетене, а другой ставит палочки или как-то по-другому отмечает количество голосов в табличке со списком кандидатов.

Здесь имеет смысл договориться, чтобы 2-3 наблюдателя (ЧСГ, представителя СМИ) независимо друг от друга вели такой же «палочный» подсчёт всех оглашённых отметок. Если объявленные после подсчёта данные заметно расходятся с Вашими – заявляйте жалобу и требуйте пересчёта. После упаковки бюллетеней и отвоза их в ТИК может быть уже поздно. Соответствующим образцом жалобы Вас снабдят в штабе.

Этап 4: Заполнение остальных строк Протокола
  1. Количество действительных бюллетеней подсчитывается путем суммирования количества голосов, поданных за всех кандидатов (за все партии).
  2. Количество бюллетеней, извлеченных из стационарных ящиков вычисляется вычитанием из суммарного количества действительных и недействительных бюллетеней количества бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков и заносится в строку.
Этап 5: Проверка контрольных соотношений

Затем закон требует проверки контрольных соотношений. Это математические закономерности, несоблюдение которых свидетельствует об ошибках в заполнении протокола или сбоях в работе комиссии.

Вы не должны допустить, чтобы контрольные соотношения «подгонялись» путем изменения данных ранее внесенных в протокол.

Проверка контрольных соотношений – один из важнейших этапов подсчёта итогов выборов. Если председатель УИК принесёт в ТИК протокол, в котором контрольные соотношения не сходятся – его отправят обратно. А уж будет ли он созывать повторно свою участковую комиссию и пересчитывать всё заново, позовёт ли он на этот пересчёт всех наблюдателей и ЧСГ, не изменятся ли результаты разительно после такого пересчёта и будет ли пересчёт вообще – или протокол будет «подогнан» в коридоре ТИК на коленке – это как повезёт.

Инструкция предписывает проверить 6 контрольных соотношений (в квадратных скобках – номера строк протокола):

[1] больше или равно [3]+[4]+[5]

Эта формула означает, что комиссия выдала бюллетеней не больше, чем число избирателей в списке на момент окончания голосования. При нынешнем уровне явки на выборы (30-50%) трудно сомневаться, что соотношение будет выполнено, но если вдруг оказалось не так – ищите ошибку в списках избирателей. Суть формулы в том, что число отметок о выдаче бюллетеней в списках не больше, чем общее число фамилий в них.

[2] равно [4]+[5]+[6]+[11]–[12]

Это – закон сохранения бюллетеней. Он означает, что комиссия выдала + погасила не больше и не меньше бюллетеней, чем получила их бланков из ТИК.

Сначала закон проверяется в усечённом виде: [2]=[4]+[5]+[6]. То есть, число бланков бюллетеней, полученных УИК, равно сумме бюллетеней, выданных на участке, выданных на дому и погашенных.

Если выясняется, что правая часть уравнения меньше левой (т.е. один или несколько бланков комиссия где-то потеряла) – разница вписывается в строку 11, именуемую «Число утраченных бюллетеней»).

Если же наоборот, комиссия обнаруживает, что выдала + погасила больше бюллетеней, чем у неё было исходно – разница вписывается в строку 12, именуемую «Число бюллетеней, не учтённых при получении» (имеется в виду, что комиссия при получении бюллетеней из ТИК обсчиталась на это число).

Из этого следует, что либо в 11-й, либо в 12-й строке должна быть цифра ноль (либо нули в обеих – если соотношение в изначальном «усечённом» виде выполняется).

Множество председателей УИКов ошибочно воспринимает термин «Число утраченных бюллетеней» как число бюллетеней, которые избиратели унесли с участков, т.е. разницу между выданными ([3]+[4]+[5]) и обнаруженными ([7]+[8] или [9]+[10]) бюллетенями и вписывает эту цифру в строку 11. Тогда как на самом деле речь о бланках бюллетеней, утраченных комиссией при выдаче и погашении. Сделайте всё возможное, чтобы эта ошибка не была допущена. Ошибки в балансовых строках – самое частое основание для повторного подсчёта.

[7]+[8] равно [9]+[10]

Эта формула попросту означает, что все бюллетени (установленной формы), извлечённые из стационарных и переносных ящиков являются либо действительными, либо недействительными. В случае чего ошибку здесь надо искать в строке 8 (Число бюллетеней в стационарных ящиках), поскольку её значение является «вторичным» – оно впрямую не подсчитывалось, а вычислялось ровно по этой самой формуле: [9]+[10]–[7].

[10] равно [13]+[все последующие строки протокола]

Это – всего лишь проверка, правильно ли вычислена строка 10 – сумма действительных голосов, поданных за всех кандидатов (за все списки). Но её обязательно надо проконтролировать.

Для многомандатных округов соотношение формулируется так:

[10] равно ( [13]+[все последующие строки протокола] ) х количество мандатов

Нам это соотношение кажется странным. Во-первых, 13 и последующие строки (т.е. число галочек за всех кандидатов вместе взятых) логично было бы не умножать на 5, а делить на 5. Во-вторых, результат не обязательно будет равен числу бюллетеней, а может быть и меньше – ведь избиратель может поставить не 5 галочек, а три или одну.

* * *

Ещё три контрольных соотношения именуются «логическими»:

 

[5] больше или равно [7]

Соотношение означает, что в переносных ящиках обнаружено не больше бюллетеней, чем выдано избирателям на дому.

[3]+[4] больше или равно [8]

Формула означает, что избиратели опустили в урны (сами, или посредством председателя – после досрочного голосования) не больше бюллетеней, чем получили. Если она не соблюдается – значит:

– или произошёл вброс (кто-то в комиссии опустил в стационарную или переносную урну бюллетени, не удосужившись подделать в списках подписи избирателей в их получении),

– или в урну опустили бюллетени избиратели с соседних участков (такое бывает, когда несколько участков находятся в одном здании).

Бюллетени с других участков можно отличить, сверив номер УИК на печати в верхнем правом углу каждого бюллетеня.

Если бюллетеней в урне действительно больше, чем подписей за них в списке избирателей – Вам следует поставить вопрос о признании результатов выборов по участку недействительными (основание – подпункт а) пункта 9 ст.70 ФЗГ – «допущенные нарушения … не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей»).

Если председатель УИК всё же повезёт в ТИК протокол, с невыполняющимся шестым контрольным соотношением, следите за сохранностью списков избирателей, поскольку ТИК с большой вероятностью отправит председателя обратно на участок вновь проверять число подписей в списках.

Этап 6: Упаковка документов, окончательное оформление Протоколов и выдача заверенных копий

Если все контрольные соотношения выполнены, либо если руководство комиссии решилось на заполнение «балансовых строк» протокола, начинается окончательное оформление Протоколов и упаковка документов.

Комиссия обязана провести итоговое заседание, на котором «рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования» (ч.ч.25-26 ст.68 ФЗГ).

Обратите внимание на то, чтобы комиссия заполнила последнюю строку таблицы протокола «Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию …жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу».

В соответствии с п.29 ст.68 ФЗГ «по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, … участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования». Очень важно, что заверенная копия выдается НЕМЕДЛЕННО после подписания, а не после того, как протокол будет отправлен в вышестоящую комиссию. Если Вам не выдали копию протокола сразу после его подписания, обязательно напишите об этом заявление в территориальную комиссию и передайте его представителям штаба.

Будьте готовы, что ксерокса на участке не окажется, и копию протокола придётся создавать от руки. Желательно, чтобы все цифры вписал председатель или секретарь комиссии, но если они категорически отказываются, ссылаясь, например, на занятость, напишите копию сами. Если председатель предложит собрать на копии подписи всех членов комиссии – имеет смысл согласиться. При этом продемонстрируйте каждому подписывающему протокол члену комиссии, что цифры в оригинале и в сделанной Вами копии совпадают.

Потребуйте соблюдения всех требований к заверенной копии протокола, установленных ЦИКом:

– указано «Экземпляр № 1», номер и адрес участка;

– значения каждой строки должны быть внесены и цифрами, и прописью;

– перечислены все фамилии с инициалами членов УИК, а вместо их подписей (если это не ксерокопия, а копия, изготовленная вручную) слово «подпись» или причина отсутствия подписи;

– на лицевой стороне в правом верхнем углу проставляется слово «Копия» и её номер по реестру;

– после всех строк протокола либо после строки с датой и временем его подписания пишется «Верно» или «Копия верна»;

– председатель УИК либо лицо его заменяющее, которое выдаёт Вам копию, указывает рядом свои фамилию, инициалы, должность в УИК, расписывается, ставит дату и время (часы, минуты) заверения копии

– на подписи или на надписи «Копия верна» ставится печать УИК.

Если копия сделана на нескольких листах – указанным образом заверяется каждый лист.

Уже не раз суды отказывали в оспаривании результатов по участкам из-за несоблюдения какой-нибудь из мелочей (например, из-за отсутствия слов «Копия верна»).

Протоколы в своем окончательном виде должны быть заполнены ручкой (не карандашом!) и полностью. Ни в коем случае не допускайте, чтобы председатель комиссии убыл из комиссии до окончательного заполнения и подписания протокола, не выдав Вам заверенной копии.

Следите также за тем, чтобы члены комиссии не подписывали пустой протокол!

Затем производится упаковка избирательных документов. А Вы тем временем позвоните в штаб и продиктуйте значения всех строк протокола (или отправьте их с помощью СМС). По завершении упаковки документов проставьте свою подпись на упаковках (п.23 ст.68 ФЗГ). Подпись надо ставить на «стыках» упаковочного материала.

7. ПЕРЕДАЧА ПРОТОКОЛОВ В ТИК

Закон предоставляет членам УИК и наблюдателям право присутствовать при передаче протоколов в вышестоящую комиссию (п.30 ст.68 ФЗГ). При наличии возможности воспользуйтесь этим правом! Договоритесь с надёжными наблюдателями и ЧСГ, кто из Вас будет сопровождать председателя в ТИК или «своим ходом» понесёт в штаб заверенную копию протокола, а кто останется на участке на случай назначения повторного подсчёта.

Сопровождайте председателя УИК и оригинал протокола по всем коридорам здания администрации, пока он не доберётся до зала заседаний ТИК и не впишет результаты в сводную таблицу на стене. Иначе цифры по дороге могут сильно измениться. Возможно, придётся посидеть в очереди в ожидании, пока отчитаются председатели комиссий, доставившие протоколы и бюллетени раньше.

Вы должны убедиться в том, что данные, которые есть в полученных Вами копиях протоколов, будут занесены в увеличенную форму сводной таблицы вышестоящей комиссии и что вышестоящая комиссия примет протокол от Вашей комиссии (а не отправит её на составление повторного протокола). При составлении так называемых «повторных протоколов» возможны фальсификации.

Если Вы убедитесь (живьём или пообщавшись с Вашим представителем в ТИК по телефону), что протокол Вашей комиссии сдан в вышестоящую комиссию и цифры, вписанные в Сводную таблицу ТИК, совпадают с Вашими, то после этого Вы с полной уверенностью можете отправляться домой. Если же цифры не совпадают – свяжитесь со штабом и действуйте по обстоятельствам.

 

Памятка составлена на основе образца из книги А.Ю.Бузина «Административные избирательные технологии и борьба с ними» – http://scilla.ru/works/knigi/abuzin2.doc – с использованием  текста «В помощь наблюдателю» из Живого Журнала Сергея Озерова - http://0serg.livejournal.com/102757.html , а также методичек КПРФ, Яблока, Ассоциации «Голос» и центра «Геликс» и с обобщением опыта наблюдения в 2007 – 2013 годах 

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&sqi=2&ved=0CCMQFjABahUKEwic64zpjJTGAhWJjywKHSRkAEs&url=http%3A%2F%2Fwww.panorama.ru%2Fvybory%2Fuik2014-2d.doc&ei=JweAVdy7AYmfsgGkyIHYBA&usg=AFQjCNHciZxLH8RB299Rrg1z_3LSqISAog&sig2=UTXewQ-9W3zQtZZtKvlD_g&bvm=bv.96041959,d.bGg

Документ постоянно дорабатывается.