Елена Бабич, председатель общественного движения "Санкт-Петербург - духовная столица", ответила на вопросы сетевого издания "Бездуховности.ком" 

Янв 18, 2016 

Елена Бабич – руководитель фракции ЛДПР в петербургском ЗакСе прошлого созыва, а ныне – глава организации «Санкт-Петербург – духовная столица», и интервью Бездуховностям рассказала о своих планах на выборы и об отношении к действующим депутатам. Она подробно рассказала, почему не нужно бояться приглашать шаманов в Мариинский дворец и как она кормила жителей Кронштадта бульоном из оленины. А также выразила сожаление о текущем состоянии партии ЛДПР в Петербурге.

— Собираетесь ли вы баллотироваться в ЗакС или Госдуму в 2016 году?

— На этот вопрос мне трудно ответить, так как закон о выборах в нашем городе еще не принят. Пока все обсуждения выборов строятся на утечке информации и подковерной деятельности. Могу сказать только, что ко мне обращается очень много людей, которые хотят меня видеть депутатом. Я же действительно очень много работала с людьми. Номер моего мобильного телефона всегда и всем был доступен, работали постоянно приемные. У меня всегда по всем вопросам была обратная связь с избирателями, и я быстро реагировала на все проблемы, которые оперативно решались. Сделать удалось реально много и люди это знают. По итогам своей работы я отчиталась перед каждым избирателем.

— Как вы считаете, насколько эффективно сейчас работает Законодательное Собрание Петербурга?

— Законодательное собрание сильно обновилось, процесс адаптации был долгим, так как практически не осталось опытных депутатов. Депутатской деятельности народным избранникам тоже нужно учиться. К сожалению, депутаты стали очень далеки от народа и зависят только от партий. Нет быстрой реакции на нужды людей, проблемы в городе.

Странно, что в 2015 году депутаты отказались от присвоения звания Почётный гражданин Санкт-Петербурга. Разве в пятимиллионном городе нет достойных людей? Выборы по партийным спискам привели к тому, что люди совсем не знают большинство депутатов, не понимают, чем они занимаются, какие законы и для чего принимают. Практически закрыт бюджет.

Обещали раскрыть депутатские поправки, но не сделали этого. Иногда мы слышим громкие красивые заявления, а потом тихо принимается совсем другое. Например, заявление, что депутаты готовы отказаться от бизнес-класса в самолетах. Самопиарная деятельность отдельных депутатов и вовсе нанесла ущерб имиджу города, как культурной и духовной столице.

— В минувшем году широко обсуждался вопрос передачи РПЦ Исаакиевского собора.

— Да. Лично мне совершенно непонятно, почему некоторые депутаты готовы были потерять важнейший для города культурный объект мирового значения и немалый доход в городской бюджет, а также лишить работы большое количество людей в интересах организации, отделенной от государства. Что это, лоббизм? Но то, что это не государственный подход — точно! Удивительно было наблюдать, как после отказа губернатора, представители депутатского корпуса во главе с председателем на приеме у митрополита сокрушались о том, что церкви не отдали собор и парк Малиновку. А ведь этот факт тоже подчеркивает, что депутаты не народны, иначе бы они были, как губернатор с петербуржцами, массово вставшими на защиту собора.

— Как вы считаете, приносят ли вред или пользу своей работой депутаты Максим Резник, Борис Вишневский, Григорий Явлинский, Вячеслав Нотяг и другие оппозиционные депутаты городского парламента?

— Этих депутатов нельзя рассматривать одним списком. Они все разные. Григорий Явлинский — негативный пример политического гастарбайтера. Из федерального политика он не просто стал региональным, но и вовсе исчез. Он не смог стать нашим городским депутатом, изредка появляясь в Петербурге. Чтобы быть народным избранником, нужно жить среди народа и знать эту жизнь не теоретически, не понаслышке, а прочувствовать на собственной шкуре.

Максима Резника не считаю оппозиционером. Он возглавляет комиссию по образованию, культуре и науке и со своими обязанностями справляется. Вместе мы отстаивали Исаакиевский собор для горожан и туристов.

Вот депутат Кобринский — это да! Хотя он даже не оппозиционный депутат, а антироссийский человек, который представляет интересы явно не петербуржцев. Негативную деятельность Вишневского я ощутила лично на себе. В результате его бурной деятельности во главе «православных активистов» жители Невского района лишились возможности обрести культурно — спортивный комплекс на месте бывшего кинотеатра «Спутник». Теперь там рынок, а парковая зона рядом с метро «Ломоносовская» отдана под строительство церкви. О деятельности Нотяга могу судить только по отзывам народа — ни одного хорошего не слышала.

— Скучаете ли вы по работе депутатом? Многие вспоминают ваш «душевный» подход к работе: изгнание духов из Мариинского дворца и т.д.

— Скучать мне не приходится. Я активно занимаюсь общественно — политической деятельностью, а вот депутатских возможностей эффективнее помогать людям и решать насущные городские вопросы явно не хватает.

Подход к работе с людьми у меня был душевный, а вот для привлечения внимания к тем или иным вопросам я опиралась на свои психологические знания, которые получила вместе с красным дипломом по психологии менеджмента в Санкт-Петербургском государственном университете. Я привлекала внимание к проблемам наглядно, эмоционально, словесно и другими общественно приемлемыми способами. Самое главное, что большинство вопросов было решено.

«Изгнание духов» — это отдельная, интегральная тема, включающая в себя и нашу многоликую, с разными культурными традициями Россию, и страх некоторых сотрудников поздно вечером ходить по темным коридорам Мариинского дворца, немало повидавшего на своем веку. А в первую очередь «изгнание духов» — это вопрос о депутатах-призраках, мертвых душах, которых не бывает на работе, и об их существовании напоминают только таблички с их фамилиями.

Смешно было, когда национальное достояние Нарьян–Мара, шамана-хранителя трубки мира депутат-коммунист, следуя моему примеру, снова пригласил в ЗакС. И этому депутату некоторые коллеги учинили самую настоящую обструкцию за это, а через несколько дней по центральному телевидению показали, как шамана принимают сенаторы в Совете Федераций во главе с председателем Валентиной Ивановной Матвиенко.

Я же в свое время, благодаря руководителям Нарьян-Мара показала жителям Петербурга, как живут ненцы и коряки, установив в Кронштадте чум и накормив в нем всех желающих бульоном из оленины, которой в наш город привезли почти 100 кг. Варили ее в огромном котле несколько дней. Все это было очень наглядно, познавательно и интересно. Гостям из тундры я сама показала Петербург и пригороды. Наш замечательный певец Эдуард Хиль даже спел под бубен с шаманом. На мой взгляд, депутаты должны быть людьми широкого кругозора, а не зашоренными, ограниченными и узкомыслящими.

— Как вы оцениваете работу фракции и партии ЛДПР?

— Мне очень трудно судить о деятельности фракции ЛДПР и партии, так как её совсем не освещают в СМИ. Статистические данные по узнаваемости горожанами депутатов говорят о том, что все депутаты из этой фракции на последнем месте, то есть люди их не знают. Единственная информация, связанная с ЛДПР, которая прошла в СМИ, как раз и была связана с назначением и.о. координатора партийной организации скандально известного Максима Долгополова.

 — Недавно в партии координатором едва не стал скандально известный Максим Долгополов, баллотировавшийся в 2011 году в ЗакС по спискам «Единой России». Говорили, что он якобы мог дать взятку в федеральном руководстве партии за свое назначение главой петербургского отделения. Как вы считаете, такое возможно?

— Насколько мне известно — опять таки из СМИ, — координатором он не стал. Насчет взятки — это, конечно, несерьезно, а вот то, что его могли рассматривать как человека, способного финансово поддержать региональную организацию, допускаю. Всем понятно, что для партийной деятельности материальные средства нужны.

Кто сейчас возглавляет партийную организацию, я не знаю. Партии в городе не видно и не слышно. О ее существовании напоминают только странные постеры на улицах, сообщающие, что ЛДПР — за петербуржцев. Если честно, мне очень жаль, что из петербургского информационного пространства ЛДПР исчезла, ведь я занималась партийной работой в этой партии ровно 20 лет. А теперь сложилась какая — то нездоровая ситуация. И Максим Долгополов ее проявил, как лакмусовая бумажка.

— Чем занимается ваша организация «Санкт-Петербург – духовная столица»?

— Движение не является политическим, однако своей деятельностью способствует повышению ответственности власти перед обществом, налаживанию конструктивного диалога граждан, бизнеса и власти, развитию гражданского общества. Движение инициирует общественные дискуссии по актуальным для города вопросам. Так, в 2015 году был поднят вопрос о состоянии Литераторских мостков, удалось привлечь внимание общественности и власти к плачевному состоянию захоронений и запустению мемориального кладбища. Движение стало инициатором спасения Калязинской колокольни. На счету движения — обращения в прокуратуру, к губернатору по городским проблемам, таким как уборка города, реклама услуг «ночных бабочек» и др.

Движение создает культурно-просветительские проекты по работе с женщинами, молодежью, пожилыми людьми и инвалидами. Основной задачей мы считаем продвижение нравственности, как основы общественной безопасности. Она выполняет функции регулятора отношений между членами общества независимо от социального, национального, конфессионального и других факторов и формирует новое мышление и поведение, позволяющие не наносить ущерб себе, окружающим и среде обитания. Заметим, что все делается исключительно на общественных началах.

— Функционирует ли созданная при вашем участии организация «Наблюдатели Петербурга»?

— АНО «Наблюдатели Петербурга» — это надпартийное объединение различных общественно-политических сил. Учредителями стали 3 организации: РОД «Санкт-Петербург-духовная столица» (заботится о возрождении нравственных и духовных начал в России и Петербурге), «Русский путь» (обращает внимание на необходимость самостоятельного развития России ), «Оазис» (пропагандирует здоровый образ жизни). Все учредители не смольнинские, не прокремлевские, не либеральные, не коммунистические, не яблочные и пр.

АНО «Наблюдатели Петербурга» создали простые петербуржцы, организация отражает интересы большинства людей, которые честно работают или учатся, не воруют, живут от зарплаты до зарплаты, болеют за город, симпатизируют той или иной политической силе или вообще никому. Мы показываем пример, как разнонаправленные организации могут и должны работать вместе, думая не о собственных амбициях, а о благополучии города и горожан. Шаг за шагом, создаем Координационный совет непарламентских партий и общественных движений, где на принципах полного равноправия, неподчинения одних другим, взаимодействуют различные политические силы. В наших конференциях, приуроченных к 400 и 300 дням до парламентских выборов-2016, уже участвовали свыше десятка партий и движений. Следующая конференция запланирована на 1 марта, она пройдет за 200 дней до выборов.

Мы обсуждаем, какие депутаты нужны в Государственной Думе и Законодательном Собрании, формируем свод проблем, который станет основой наказов кандидатам, отслеживаем возможных претендентов на депутатские мандаты, предлагаем им представить на наших ресурсах свои программы, а действующим депутатам — отчитаться о работе.

На выборах губернатора Ленинградской области, депутатов муниципальных советов в Ломоносове и в Солнечном общественный контроль обеспечивали более 140 волонтеров АНО. Обкатав собственные методики и наработки, 18 сентября 2016 года планируем наблюдать за ходом выборной кампании и голосованием в большинстве участков.

— Сложились ли у вашей организации какие-либо отношения с незарегистрированной организацией «Наблюдатели Петербурга», существовавшей еще до появления вашей структуры?

— Еще весной 2015 года нами предложено организовать в Петербурге Международный конгресс наблюдателей, где обобщить имеющийся опыт общественных контролеров и договориться о совместной работе с родственными общественными организациями, с которыми налаживаем отношения. В том числе, надеемся на взаимопонимание и взаимодействие со стороны ОО «Наблюдатели Петербурга», о существовании которой мы узнали, к сожалению, лишь после регистрации АНО. Выборы грядут масштабные, работы хватит всем, а делить нам нечего. Мы не конкуренты, а партнеры, и занимаем надпартийную позицию.

— Правда ли, что участники вашей организации «Наблюдатели Петербурга» баллотировались в муниципалитеты по спискам партии «Единая Россия» (как, например, Алексей Захарцев)?

— В 2014 году Алексей Захарцев, как журналист, поставил эксперимент, удастся ли человеку с улицы пройти в муниципальные депутаты, выдвинувшись от «ЕР» – это правда. Это опровергает утверждения некоторых СМИ, что никого из посторонних до выборов не допускали. Оказалось, что по-честному стать муниципальным депутатом вполне возможно, даже от единороссов и даже не будучи членом партии, как Захарцев. То, что Алексей — муниципальный депутат по спискам «ЕР», он никогда не скрывал, и эта общественная нагрузка в МС не мешает его надпартийной работе в АНО «Наблюдатели Петербурга». Тем более, Наблюдатели приглашают к сотрудничеству представителей всех общественно-политических сил, кроме экстремистов и извращенцев. И на выборах будем взаимодействовать со всеми участниками гонки. В частности, прорабатываем возможность проведения открытых дебатов во всех одномандатных округах по выборам в Государственную Думу и ЗакСобрание, а также между политическими партиями, которые будут зарегистрированы.

Подготовила Серафима Макарченко http://bezduhovnosti.com/2016/01/18/%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b0-%d0%b1%d0%b0%d0%b1%d0%b8%d1%87-%d0%b3%d1%80%d0%b8%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%b9-%d1%8f%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bf%d0%be%d0%bb/

 

ВЫБОРЫ – ПОД КОНТРОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

110 лет назад Николай II начал серию консультаций, как формировать Государственную Думу Российской империи. Сегодня, за 45 дней до единого дня голосования 2015 года и в преддверии 400-дневного марафона до парламентских выборов-2016, депутаты Государственной Думы, Законодательного Собрания и муниципальных советов Петербурга вместе с представителями различных политических сил, политологами и журналистами обсудили расстановку сил накануне большой избирательной дистанции и договорились о взаимодействии.

Организатор встречи, АНО "Наблюдатели Петербурга" предложила создать координационный совет непарламентских партий и общественных движений, а также клуб журналистов информационного цеха.

Идею поддержал депутат Государственной Думы, лидер профсоюза СоцПроф Сергей Вострецов:

Сегодня очень много идёт разговоров о том, есть ли у нас гражданское общество. Глядя в этот зал, я могу чётко сказать: в Петербурге оно точно есть. Причём, собравшиеся здесь - не временщики, что заявляют о себе в канун выборов. Это специалисты, которые профессионально и системно занимаются проблемами Петербурга, десятки лет отдали служению городу. «Наблюдатели Петербурга», их коллеги и партнёры создали инициативную группу по подготовке к выборам. Это очень здорово. Потому что выборы 2011 года в Законодательное Собрание и прошлогодние -  в муниципальные образования - для Петербурга это позор. Подобных ситуаций мы допускать не можем.

Необходимо, чтобы избирательный процесс контролировало гражданское общество, которое должно быть крепко консолидированным. Петербург всегда был не просто законодателем моды, он всегда был локомотивом. Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча, наши обсуждения как раз явятся толчком к совместной работе различных политических сил, и выборы 2016 года станут прозрачными, честными, открытыми. Тем более, на государственном уровне всё для этого создано. Приняты законы о гражданском контроле, проведена политическая реформа, на сегодняшний день зарегистрировано уже более 70 политических партий. Как показывает практика, не все они активны. Хотя настоящая политическая партия создается не просто для участия в выборах, но, прежде всего, для ежедневной кропотливой работы. И если партийная идея правильная - она рано или поздно найдёт поддержку. Мне это очень хорошо известно по опыту одной из непарламентских партий «Трудовая партия России».

Сейчас в ряде регионов проводятся выборы губернаторов. Скажите честно: собрал бы хоть один кандидат необходимое количество голосов для прохождения «муниципального фильтра» без «партии власти»? Нет, конечно. Притом, что во всех субъектах присутствуют парламентские партии. Это говорит об удобстве системы. Но на то и щука, чтобы карась не дремал. Я считаю, что малые политические партии должны составить конкуренцию парламентским. Пусть даже они не пройдут, но они должны быть активными, порой жёсткими, конкретными, а самое главное- они должны работать «в поле». И тогда мы увидим конкурентную борьбу. Я считаю, что здесь и проявится наше гражданское общество. Не надо никому никаких преференций, но важно дать возможность нашим людям сделать выбор.

 

Борис Вишневский представил свой ежегодный отчёт о проделанной работе

Депутат Законодательного собрания от фракции "Яблоко" Борис Вишневский подготовил отчет о проделанной в 2014–2015 годах работе. В документе отражены ключевые аспекты деятельности парламентария: градозащита, работа над поправками к Генеральному плану Петербурга, борьба с коррупцией, защита политических прав граждан.

Так, в области градозащитной деятельности благодаря в том числе Вишневскому удалось добиться спасения здания Конюшенного ведомства. В 2010 году Смольный согласовал приспособление здания Конюшенного ведомства под гостиницу класса "люкс" с подземным паркингом, приватным садом, SPA-салоном и другими объектами. Борису Вишневскому удалось добиться доступа градозащитников и экспертов на территорию исторического здания, чтобы оценить состояние памятника и ознакомить общественность с планами "реконструкции". 

— Я многократно направлял депутатские запросы губернатору по этой проблеме, требовал изменения проекта так, чтобы не допустить застройки галерей, встречался с ним для обсуждения вопроса, участвовал в заседаниях рабочих групп и совещаниях, — рассказал ЗАКС.Ру Борис Вишневский. 

В итоге 24 февраля 2015 года Совет по культурному наследию практически единогласно выступил против застройки галерей Конюшенного ведомства как противоречащей законодательству об охране культурного наследия. 

В феврале 2014 года предполагалась многоэтажная застройка в Петергофе на исторической территории Лугового парка. Инвестор предполагал построить высотные дома, семь многоэтажных гаражей, магазины, крытый спортивный комплекс и другие строения.

— В феврале более 500 жителей Петергофа провели митинг против утверждения проекта. Я выступал на митинге с обещанием добиться отмены проекта, по итогам митинга направил обращение губернатору. В конце концов, нам удалось проект закрыть, — говорит Вишневский. 

Также "яблочник" занимался защитой граждан, взявших кредиты у так называемых микрофинансовых организаций: "Деньга", "До зарплаты" и других, "назойливо рекламирующих себя у станций метрополитена". В целях урегулирования конфликтов, связанных с данной проблемой, депутатом была разработана законодательная инициатива федерального уровня — о внесении изменений в ФЗ "О микрофинансовых организациях". 

Весной 2015 года в очередной раз возникла проблема с приемом детей в первые классы: широко анонсированная запись на сайте дала серьезные сбои, родители стояли ночь в очередях, чтобы подать заявления, множество детей из-за этого не попали в выбранные ими школы. На депутатских слушаниях в ЗакСе Борис Вишневский предложил реорганизовать систему записи в первые классы: во-первых, организовать запись через интернет по районам города на отдельных серверах, а во-вторых — проводить записи в районах в разные дни, чтобы не перегружать сайты. Кроме этого, депутату удалось добиться приема в выбранные школы четырех детей, куда они изначально не могли попасть из-за сбоев компьютерной системы. 

— Давать каких-то положительных либо отрицательных оценок о проделанной работе я не буду. Пусть оценивают мою деятельность избиратели и жители Петербурга, — резюмировал Борис Вишневский.

по материалам ЗакС.ру 

 

МЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СВОИХ ДЕПУТАТОВ

Елена Бабич - председатель Регионального Общественного движения «Санкт-Петербург - духовная столица» 

Для чего мы выбираем наших депутатов – наверное, для того, чтобы они очень быстро реагировали на все проблемы, которые есть в городе, и на законодательном уровне исправляли ситуацию.

Что мы сегодня видим в нашем городе - ни на что никакой реакции нет.  Весной мы задыхались от пыли – депутаты молчали. Сейчас весь город обклеен объявлениями об услугах проституток: люди борются, соскабливают объявления, а наши избранники этого словно не замечают. Стоит приехать на Литераторские мостки, вы придёте в ужас: могилы наших великих писателей в жутком состоянии, кладбище абсолютно запущено. Понятно, что люди сюда не приходят, хотя этот некрополь должен быть самым посещаемым, особенно в год литературы. И никому до этого нет дела. То есть, наши депутаты ни на что не реагируют. Люди достучатся до них не могут.

Мне до сих пор люди звонят: что делать с конкретными проблемами. Я им говорю-  обратитесь к своему депутату, а мне отвечают: мы не знаем, кто у нас депутат, не помним, за кого голосовали, его не видели, а вас мы знаем и помним...

Проблема в том, что люди сегодня своих депутатов не знают, выборы по партийным спискам привели к тому, что голосовали за «партийную тройку» - за одних людей, а кто прошёл по спискам - никому не известно. Люди выбирают одних, а депутатами становятся совсем другие представители тех или иных партий. Нам говорили, что партийные выборы будут более честными, что партия отвечает за каждого своего кандидата. К сожалению, это не так. Мы знаем, что у нас сами депутаты являются нарушителями законодательства, у нас были депутаты с двойным гражданством, такой скандал был и в Законодательном Собрании.

Поэтому одна из задач АНО «Наблюдатели Петербурга» - чтобы каждый кандидат в депутаты был прозрачным. Тем более, предстоящие выборы будут смешанными - и по партийным спискам, и одномандатные. Очень нас настораживает «закон о забвении»: о том, чтобы из интернета изъять всю негативную информацию о людях, которой более трех лет, мол, она уже не актуальная. Что получается - можно стать депутатом, неизвестно что натворить, накуролесить, а потом, к следующим выборам, вся информация будет стерта - никаких даже ссылок не останется. И он, как после баньки, чистенький, хорошенький, снова нам будет вешать лапшу на уши. Нет, мы такого не хотим!

Мы хотим о наших кандидатах знать всю правду, хотим, чтобы вся информация была открытой, честной, проверенной, чтобы не проходили люди и с двойным гражданством, и непонятно где хранящие свои счета, с непонятной прошлой деятельностью. Мы хотим, чтобы избирались люди честные, живущие по совести, у которых есть желание служить обществу и работать на благо города.

«Наблюдатели Петербурга» будет поддерживать тех, кто предоставил о себе всю информацию, все документы, кто ничего из интернета про себя не убирает и от избирателей.

Мы предоставляем нашу площадку, чтобы из ныне действующих депутатов каждый смог отчитаться- чем же он всё-таки занимался в течении выборного срока, потому, что сейчас люди не знают и не понимают, что делают их представители во власти: никто с избирателями не советуется, какие законы принимать. Я в своё время обзванивала, делала небольшие соцопросы, как мне голосовать, какие законы нужны, какие не нужны.

Сегодня из депутатов мы видим практически одного Милонова, и для нашего города, на мой взгляд, это не лучший бренд.

Имидж Петербурга серьёзно подкошен именно депутатами, которые призваны служить людям, улучшать привлекательность и притягательность нашего города, развивать его, продвигать всё лучшее, что в нем есть, а не наносить урон. С теми, кто позорит Петербург, мы будем бороться.

«Наблюдатели Петербурга» открыты для всех; мы ждём к сотрудничеству всех, кто хочет принести пользу нашему родному и самому лучшему на свете городу. 

Мы собираемся быть наблюдателями не только на выборах, во время избирательных кампаний, но и наблюдателями за всем тем, что происходит в нашей жизни, в нашем городе; быстро реагировать на все проблемы, и наше объединение будет помогать решать все эти задачи, потому что мы сильны, когда мы вместе. Каждая из организаций работает в своём направлении, но наши сферы деятельности схожи. Наше объединение усилит это. Нам будет гораздо проще добиваться правды и справедливости, когда мы вместе.

БЫТЬ РУССКИМ - ЭТО ВОСТОРГ!

            Николай Коняев – Секретарь Правления Союза писателей России, Председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга

 

Николай Михайлович! Вопросы, связанные с  национальной самоидентификацией важны для любой страны, потому что они напрямую влияют на развитие всех сфер общества – экономической, социальной, духовной, внутренней и внешней политики – какой угодно. И тут естественно возникает вопрос о национальной идее…

 

Н.М. Коняев: Развитие страны без четко сформулированной цели, без осознания того, к чему мы все стремимся, как граждане России,  - это путь в тупик. Чем дальше мы зайдем в него, тем труднее будет выбраться назад.  И вопрос этот не только идеологический, но и практический. Очевидно, что отсутствие четкой стратегии экономического развития и стало одной из причин нынешнего экономического замедления, когда в этом году, по прогнозам специалистов, рост ВВП в нашей стране начинает приближаться к нулевой отметке. Конечно, можно утешаться, что в «развитых» западных странах тоже происходит экономический спад, но это их проблемы, которые они скорее всего благополучно решат, а вот сумеем ли мы решить свои проблемы – большой вопрос. Не случайно руководители нашей страны и в том числе и Владимир Путин в последнее время все чаще обращают внимание на вопросы самоидентификации, духовного единения всех, кому дорога Россия. Действительно, дальше откладывать оформление национальной идеи уже нельзя: это чревато более опасными последствиями для стабильности, самостоятельности и независимости страны. Тем более, что наши либеральные круги под разными предлогами, естественно, «заботясь» о нашем «процветании», все время пытаются столкнуть нас в водоворот выяснения отношений между элитами, социальными группами, регионами, отраслями, предприятиями, улицами, дворами… Понять их несложно: сильная, динамично развивающаяся Россия совершенно не нужна тем, кто возомнил себя хозяевами мира, а их подручным, которых иначе как агентами и не назовешь, выгодно еще, как и в лихие девяностые  хоть чуть-чуть «наприхватизировать» в мутной воде. И конечно, они торопятся. Пока не обозначен некий духовный стержень, вокруг которого начнет укрепляться наша страна, сломать нас, заманить в ловушку, спровоцировать на ненужные шаги гораздо проще. Когда же общество будет объединено единой национальной идеей, объединяющей всех от мала до велика – оно станет несокрушимым.

 

Национальная идентичность - это ощущение человека в принадлежности к определённой нации, к определённому культурному пространству.  В позитивном смысле, это называется патриотизмом, в негативном - шовинизмом, ну а в целом, национальная идея - это обобщенная система национального самосознания…

 

Н.М. Коняев: Философ Владимир Сергеевич Соловьёв говорил, что идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности. Скептики могут улыбнуться, дескать, чего говорить о столь высокой идее, когда среди среднестатистических россиян все больше маргиналов, значительная часть которых откровенно спивается, оценивая мир через многогранность стакана. С этим трудно спорить, но, во-первых, не все спиваются, а во-вторых, народ это не только те наши сограждане, что живут сейчас в 2013 году. Народ, о котором говорил Соловьев, это еще и наши предки от Александра Невского и Сергия Радонежского до Зои Космодемьянской и Юрия Гагарина, народ это и  те, кто придет на смену нам… И. наверное, не надо доказывать, что смысл существования такого народа, не может быть ограничен количеством тонн съеденной колбасы и гектолитров выпитого пива. Смысл существования, как раз в том и заключается, чтобы понять, что Бог хочет от нас и исполнить это. Наверное, тут уместно будет вспомнить о самой нашей истории…

Наши историки до сих пор еще не определили до конца отношения к державе, зародившейся в читинско-монгольских степях, на берегах Орхона в начале прошлого тысячелетия, но тем  не менее постепенно происходит осознание того непреложного факта, что именно империя Чингисхана была непосредственной предшественницей Российской империи… Поразительно, но ведь и наследница её — Советская империя практически совпадала своими границами с ними.  Воистину, в этом смысле, наша страна — феноменальное, небывалое в мировой истории образование. За относительно короткий исторический срок из различных центров, на основе совершенно различных государственных идеологий, различными империеобразующими этносами создаются три различных государства, но при этом совпадает их территория, на которой — лучше ли, хуже ли! — но обеспечивается выживание всех включенных в империю народов. Когда же империя, благодаря враждебным силам разрушается, она снова возникает уже на основе другой идеологии, другого этноса, из другого центра, но практически в тех же самых границах.

Что это значит? Да только одно…  Только то, что эта империя нужна Богу, то, что народам, населяющим нашу страну надобно исполнить то, что предназначено нашей стране Богом.

 

Но получается, что идеально национальная идея должна быть сформулирована в основном Законе страны, в ее Конституции?

 

Н.М. Коняев: В идеале – да. Во многих странах в преамбулы к Конституциям включены важные, определяющие для этих стран идеи. К сожалению, у нас иначе… Более того, как раз наша Конституция, которую команде Б.Н. Ельцина удалось принять двадцать лет назад, и становится порою непреодолимым препятствием на пути выработки национальной идеи в нашей стране.

Тогда, в 1993 году, российское общество, находилось в шоке после расстрела  из танков нашего парламента, и только этим я могу объяснить, что практически  не замеченными остались новации, привнесенные в текст Основного Закона. И сейчас еще мало кто обращает внимание, что наша Конституция, провозглашает человека  высшей государственной ценностью (ст.2) в контексте, где отсутствуют какие-либо иные  ценности (религия, государственность), которые, как это сделано в Конституциях  демократических западных стран,  хоть как-то регламентируют необходимое частичное ограничение прав человека. У нас де, к сожалению,   Конституция превращена  в закон, обеспечивающий право коррупционеров и олигархов разворовывать нашу страну.

Черные пятна пожарища со стен расстрелянного в 1993 году Российского парламента, проступили и в статье 13 принятой тогда Конституции,  запрещающей российскому государству  иметь национальную идею. Пункт второй этой статьи гласит, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Как Конституция может запретить государству иметь свою национальную идею, то есть то, ради чего оно и существует, совершенно необъяснимо! Великий русский философ Иван Александрович Ильин писал: «Когда мы говорим о родине, мы говорим о духовном единстве своего народа. Творческое единение людей в общем и сообща творимом лоне — в национальной духовной культуре, где все мы одно, где все достояние нашей родины (и духовное, и материальное, и челове­ческое, и природное, и религиозное, и хозяйственное) — едино для всех нас и обще всем нам: и творцы духа и «труженики культуры», и создания искусства, и жилища, и песни, и храмы, и язык, и лабо­ратории, и законы, и территория... Каждый из нас живет всем этим, физически питаясь и душевно воспитываясь, огражденный другими и обороняя других, получая и принимая дары во всеобщем вза­имном обмене. В жизни и в ткани нашего общества мы все — одно, а в ее духовной сокровищнице объективировано то лучшее, что есть в каждом из нас. Ее созданиями заселяется и обогащается, и твор­чески пробуждается личный дух каждого из нас; родина делает то, что душевное одиночество людей отходит на задний план и уступа­ет первенство духовному единению и единству».

Такова, считал Иван Александрович,  идея родной нации. Эти слова убеждают в том, что Человек, обладающий Родиной, чувством родного, ощущением духовного единства своего народа, в каком-то смысле перестаёт быть отдельной личностью и в то же время обретает свойство, которое никогда не воспитать даже самому талантливому, самому умному, самому сильному человеку. Ему сообщается сила национального единства, сила народа, и тогда он получает способность  совершать те величайшие подвиги, которые изумляют всех, и он делает Родину, способной к великим прорывам. Индивидуально можно только разворовывать страну.  Созидать государство возможно только всем сообща, и именно в национальном единстве. Подобные слова можно найти и у других великих русских мыслителей, великих русских творцов, но почему-то они оказались неуслышанными, невостребованными в нашей стране.

 

Идейное безвременье слишком затянулось. Порою наше общество уподобляется песчаному бархану, который по воле ветров постоянно трансформируется, перемещается, принимает различные конфигурации и очертания. Но ведь так  можно лишиться и исторических земель, что собрали наши предки, и самостоятельности, что они защитили и отстояли наши отцы, и, по большому счету, самой Родины?

 

Н.М. Коняев: Я не знаю ни одной другой страны в мире, где понятие патриотизма и даже естественное стремление человека к национальной самоидентификации, подвергалось бы такому злобному и беспощадному шельмованию, как у нас в России. Причем при этом нечистоплотные затейщики шельмования патриотизма прикрываются чуть ли не державными идеями. Они говорят, например,  что если не сдерживать рост русского патриотизма, то, что станет с целостностью России, населённой великим множеством больших и малых народов. Я не буду говорить о некорректности классификации России в качестве многонационального государства, которая кстати тоже определена 3-й статьёй нашей Конституции. В  сегодняшней России 80% населения составляют  русские, а следующий по размеру компонент (татары) составляет менее 4%. Таково исторически сложившееся соотношение, и оно никак не может привести к каким-либо катастрофическим последствиям. Но повторяю, что я подчеркиваю процентное соотношение совсем не для того, чтобы сбросить со счетов какую-либо национальность пусть и занимающую в общем раскладе десятые доли процента. Нет… Помнить об этом соотношении необходимо для другого. Нужно понимать,  что ни один из представителей входящих в Российскую федерацию национальностей не способен достаточно полно, всесторонне и глубоко реализовать  свои национальные возможности, если он замкнется в своем  национальном пространстве.  Только влившись в «русское пространство» представители малых народов становятся подлинными представителями большой многонациональной культуры нашей страны и обретают не только всероссийскую, но порою и всемирную славу.

И забота о русском пространстве это, конечно же, забота и о своем малом народе тоже. И сокращение этого пространства беда не только для русского народа, но и для других народов, населяющих нашу страну. Более того и сам русский патриотизм не является узко национальным по своему характеру, а включает в себя всех россиян. Нелепо бояться и стесняться русского патриотизма. Он не может оскорбить ни якута, ни карела, ни татарина, ни чеченца. В русском патриотизме объединяются все. Это патриотизм нашей общей страны.  Более того… Русский патриотизм - это общее состояние, и касается оно не только коренных народов, с которыми русские люди связаны историческим, духовным и кровным родством, но и народов, появившихся в нашей стране всего несколько столетий назад. Представители эти народов, не теряя своих национальных особенностей, в русскости реализуются порою гораздо полнее и глубже, чем замыкаясь внутри своей национальности.

При этом и ощущение  себя русским и великорусская гордость, то же бывают иногда никак не связана с этнической составляющей.

Интересен тут диалог, который как-то сам по себе выстроился в нашей истории между двумя великими деятелями русской науки и литературы…

Коренной, холмогорский русак Михайло Васильевич Ломоносов, отвечая на вопрос императрицы Елизаветы Петровны, как наградить его, попросил государыню пожаловать его в немцы.

Понятно, что Михайло Васильевич этой просьбой обличал засилье немцев в русской науке, но как во всякой иронии, было в этой просьбе и прямое значение.

Если бы немцами назначали, Ломоносова следовало бы назначить немцем вперед Шумахеров и Миллеров. Он вполне соответствовал немецкой культуре, многое из нее переносил на русскую почву, и далеко не всегда на пользу этой самой русской почве.

Очень верно и точно сказал об этом составитель «Толкового словаря» Владимир Иванович Даль.

«Со времен Ломоносова, — писал он, — с первой растяжки и натяжки языка нашего по римской и германской колодке, продолжают труд этот с насилием и все более удаляются от истинного духа языка».

Величайший знаток русского языка печалился, что мы перестали понимать смысл народных пословиц, потому что сильные и краткие обороты речи оказались вытесненными из письменного языка, чтобы сблизить его, для большего удобства переводов, с языками западными.

Мысль Даля, что русский язык стараниями классиков оказался более приспособленным для переводов с западных языков, чем для выражения собственных национальных мыслей, особенно актуальна в наши дни, когда объем невыраженных национальных мыслей достиг той критической массы, которая разрушает последние нравственные ориентиры. И одна только эта мысль делает Владимира Ивановича Даля величайшим русским патриотом…

И что тут изменится, если вспомнить, что происходил Даль из немецкой семьи и, прожив 70 лет, только за год до смерти принял православие, да и то для того, чтобы, как говорили, быть похороненным недалеко от дома на Ваганьковском кладбище…

Понятно, конечно, что, погружаясь в светоносно-духовные глубины языка, созданного православным народом, Владимир Иванович Даль через язык и воцерковился духовно и стал православным человеком, и церковное крещение было лишь завершением того, что совершалось с ним всю его жизнь…

Но сейчас для нас важно другое…

Поразительно, но и самим своим немецким, неправославным происхождением Владимир Иванович Даль обличает бесстыдство аргументации шельмователей русского патриотизма и естественного стремления людей к национальной самоидентификации.

 

Русский язык и сейчас засоряется множеством заимствований из иностранных языков, причем иногда совершенно ненужных…  Почему  это происходит?

 

Н.М. Коняев:  Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон в книге «Смирение и прелесть», приводит чрезвычайно интересное исследование, того, как менялся и продолжает меняется в мирской практике оценочный смысл важнейших понятий нравственного состояния человека.

Слово «прелесть», например, этимологически производное от слова «лесть», обозначавшего хитрость и обман, прижившись в современном мирском обиходе, используется исключительно в положительном смысле, как очарование, обаяние, привлекательность, пленительность. Ну, а слово «смирение» употребляется в узком (отсутствие гордости, готовность к подчинению), а иногда и отрицательном смысле, или вообще исчезает из обиходных словарей.

Параллельно с заимствование иностранных слов, как правило  маскирующих негативное звучание своих русских аналогов (рекитир - вымогатель), происходит переосмысление важнейших категорий христианской аскетики, а разрушение их психологической устойчивости и достоверности уводит современного человека на ложные пути…

В результате мы и сами видим, к чему привело усиленно внедряемое СМИ чувство личной не ограниченной ничем свободы. Современная российская действительность насквозь пронизана практически неконтролируемым и не регулируемым личным и групповым эгоизмом. Создание назначенческого капитализма и непобедимой коррупции, сведение экономики страны к нефтяной трубе и распилу бюджета, превращение идеологической работы в шельмование патриотизма и откровенную русофобию, проникающую теперь уже и в сознание рядового русского обывателя, — эти последствия невиданного в мире эксперимента становятся сейчас реальностью.

О последствиях, которые еще ожидают нашу страну, жутковато и думать, и тут уже не столько об увеличении ВВП надо думать, сколько о том, чтобы совместными усилиями попытаться восстановить разрушенные в обществе нравственные ориентиры.

В последнее время это разрушение перехлестнуло все мыслимые пределы. Чего только стоит дискуссия о лишении пар нетрадиционной ориентации возможности усыновлять детей. Хотя о чем тут говорить? Отдавая детей в руки сексменьшинств и предоставляя им возможность превращать этих детей в объект нетрадиционных «игр», общество само совершает преступление. То же самое с либеральными воплями по поводу Закона Димы Яковлева, ограничивающего усыновление наших сирот иностранцами.  Возможно, хотя и не обязательно, за границей им будет сытнее, но разве только в съеденной колбасе и выпитой пепси-коле  счастье? А как же быть с правом ребенка на Родину? Вот в свое время в вологодских детдомах воспитывалось двое послевоенных сирот. Одного звали Николай Рубцов, другого Валерий Гаврилин.  Конечно, если бы их усыновили куда-нибудь заграницу, возможно, что они и съели бы больше колбасы, но ведь наверняка им пришлось бы заплатить за это своими великими судьбами…

 

Любовь, как известно, никаким законом не введешь. Посему, помимо конституционного закрепления национальной идеи так важна внутренняя установка, убежденность всякого гражданина почувствовать себя значимой частичкой общества. Помните у Маяковского: «Радуюсь я - это мой труд вливается в труд моей республики!»

 

Н.М. Коняев:  Маяковский разумеется, говорил о советском патриотизме, но слова его могут  быть отнесены и к современной России. Хотя точнее об этом  сказал все тот же Иван Александрович Ильин. «Национальное чувство, - говорил он, - любовь к исторически духовному облику и творческому акту своего народа.  Национализм есть вера в богоблагодатную силу своего народа и потому – в его призвание. Национализм есть воля к его творческому расцвету в дарах Святого Духа. Национализм созерцает свой народ перед лицом Божиим, созерцает его душу, его таланты, его недостатки, его историческую проблематику, его опасности и его соблазны. Национализм есть система поступков, вытекающей из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания. Вот почему истинный национализм есть не темная, антихристианская страсть, но духовный огонь, возводящий человека к жертвенному служению, а народ – к духовному расцвету. Христианский национализм есть восторг от созерцания своего народа в плане Божием, в его Благодати, в путях Его Царствия».

Чем яснее и глубже будут осознавать люди, что они русские, что они представители великого народа, который был есть и который будет, тем будет лучше будет  и для всех представителей больших и малых национальностей, которые объединила Россия. Всякий, лишенный национальной самоидентификации, обречен на духовное сиротство или безродность. А обретение ее - это акт жизненного самоопределения.  Человеку подобает блюсти и защищать достоинство своего народа, гордиться его величием и его успехами. Когда он ощущает эту общность, когда эта общность становится счастьем для него, возникает ни с чем не сравнимая общенародная энергетика, сила и готовность к тем великим свершениям, которые необходимы нашей стране.  

И, конечно, каждому необходимо запомнить несколько простых и ясным постулатов - быть гражданином и патриотом своей Родины, защищать ее он не просто обязан, это не просто выгодно, но это еще и прекрасно - это тебя самого внутренне обогащает, делает внутренне счастливым, ибо ты просто не можешь быть счастливым без Родины. Не просто же так наш знаменитый русский полководец Александр Суворов как-то воскликнул: «Быть русским! Какой восторг!». Сегодняшней России и всем, кому она дорога, необходима прививка суворовского восторга чтобы вывести Россию из того тупика в котором она оказалась.

По материалам www.file-rf.ru