ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» СВЯЗИ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ РОССИЙСКОГО ФОНДА СВОБОДНЫХ ВЫБОРОВ НА ВЫБОРАХ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ 13СЕНТЯБРЯ 2015 ГОДА

(экспресс-доклад, 11.00 14 сентября 2015 года)

13 сентября 2015 года в 83 субъектах Российской Федерации прошло более 10,7 тысячи выборов, местных референдумов и голосований по вопросам изменения границ и преобразованию муниципальных образований, в том числе:

выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) – в 21 субъекте Российской Федерации (в Республиках Марий Эл и Татарстан, Чувашской Республике, Камчатском, Краснодарском краях, Архангельской, Амурской, Брянской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Костромской, Ленинградской, Омской, Пензенской, Ростовской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской областях и Еврейской автономной области);

 выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти (основные) – в 11 субъектах Российской Федерации (в Республике Коми, Белгородской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курганской, Магаданской, Новосибирской, Рязанской, Челябинской областях и Ямало-Ненецком автономном округе);

выборы депутатов представительных органов муниципальных образований – административных центров (столиц) (основные) – в 23 субъектах Российской Федерации (в городах Магасе (Республика Ингушетия), Сыктывкаре (Республика Коми), Казани (Республика Татарстан), Ижевске (Удмуртская Республика), Чебоксарах (Чувашская Республика), Краснодаре (Краснодарский край), Астрахани (Астраханская область), Владимире (Владимирская область), Воронеже (Воронежская область), Иваново (Ивановская область), Калуге (Калужская область), Костроме (Костромская область), Липецке (Липецкая область), Магадане (Магаданская область), Нижнем Новгороде (Нижегородская область), Новосибирске (Новосибирская область), Оренбурге (Оренбургская область), Орле (Орловская область), Ростове-на-Дону (Ростовская область), Смоленске (Смоленская область), Тамбове (Тамбовская область), Томске (Томская область), Ульяновске (Ульяновская область)).

В двух субъектах Российской Федерации – Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия – Алания – выборы не проводились.

Основные выборы государственных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления административных центров (столиц) проводились в 41 субъекте Российской Федерации, которые выступали приоритетными для организации работы общественной «горячей линии» связи с избирателями.

На прошедших выборах всех уровней решался вопрос о замещении более 92 тысяч должностей и депутатских мандатов. В них принимали участие 49 политических партий из 55 выдвигавших кандидатов и всех 78 зарегистрированных Минюстом России, и 8 общественных объединений из 14 выдвигавших кандидатов.

1. Сеть пунктов общественной «горячей линии» связи с избирателями и активность гражданского общества

Масштабы избирательных кампаний, проводимых в субъектах Российской Федерации по выборам 13 сентября 2015 года, существенная либерализация политической жизни страны, связанные с этим увеличение политической конкуренции и повышение общественно-политической, гражданской активности всех участников избирательного процесса, а также пожелания граждан, высказанные в предыдущие периоды работы общественной «горячей линии», выступили в качестве основной побудительной причины организации её работы на прошедших 13 сентября 2015 года выборах.

В соответствии с планом выполнения работ в рамках долгосрочной программы «Организация общественного контроля на выборах в Российской Федерации», реализуемой Некоммерческой организацией «Российский фонд свободных выборов» (далее НО «РФСВ» или Фонд), договоренности об открытии и функционировании региональных пунктов общественной «горячей линии» были достигнуты в 36 (из 41 запланированных) субъектах Российской Федерации, из которых лишь в 25 удалось наладить работу call-центров общественной «горячей линии»:

на выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации – в 9 субъектах Российской Федерации (в Республиках Марий Эл и Татарстан, Чувашской Республике, Камчатском, крае, Архангельской, Иркутской, Кемеровской, Ленинградской, Ростовской областях), что составило 42,9% от всех регионов, где проходили выборы этого уровня;

на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти (основные) – в 3 (27,3%) субъектах Российской Федерации (в Воронежской, Новосибирской, и Челябинской областях);

на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований – административных центров (столиц) (основные) – в 11 (47,8%) субъектах Российской Федерации (в городах Магасе (Республика Ингушетия), Казани (Республика Татарстан), Ижевске (Удмуртская Республика), Чебоксарах (Чувашская Республика), Астрахани (Астраханская область), Владимире (Владимирская область), Воронеже (Воронежская область), Новосибирске (Новосибирская область), Орле (Орловская область), Ростове-на-Дону (Ростовская область), Ульяновске (Ульяновская область)).

В инициативном порядке открылись для работы на выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений (в органы местного самоуправления) и подключились к единой сети call-центры «горячей линии» в 6 субъектах Российской Федерации (в Ставропольском и Хабаровском краях, Курской, Новгородской, Тверской областях и городе Санкт- Петербурге).

Как особым фактом необходимо отметить одновременное функционирование при поддержке региональной Общественной палаты, не в первый раз на проходящих выборах, двух call-центров общественной «горячей линии» в Кемеровской области (Кемерово (Кемеровская региональная общественная организация Кузбасский центр «Инициатива») и Новокузнецк (Новокузнецкое городское отделение Российского союза ветеранов Афганистана)).

Основу развернутой сети общественной «горячей линии» составляли ее call-центры: центральный – в Москве (в офисном помещении НО «РФСВ» по адресу: Москва, ул. Красная сосна, д. 3; при наличии выносного модуля в Информационном центре «Выборы – 2015» в ЦИК России по адресу: Москва, Большой Черкасский пер., д. 9), развернутый при поддержке Координационного совета НПО по защите избирательных прав граждан для приема обращений из любой точки России и из заграницы, с целью организации взаимодействия по ним с представителями властных структур, организаторами выборов и другими организациями и учреждениями на федеральном и региональном уровнях (ЦИК России и избирательные комиссии регионов, Общественная палата РФ и Общественные палаты субъектов РФ, администрации регионов, министерства, ведомства и СМИ федерального уровня и т.д.);

региональные – в 24 субъектах Российской Федерации, развернутые при поддержке неангажированных и политически нейтральных НКО и различных учреждений, для приема обращений граждан своего региона с целью организации взаимодействия по ним с представителями властных структур, организаторами выборов и другими организациями и учреждениями на региональном и местном уровнях (избирательные комиссии всех уровней, Общественная палата, администрации региона и представители органов местного самоуправления, министерства, ведомства и СМИ регионального уровня и т.д.).

Центральный и 25 региональных пункта составили единую сеть «горячей линии», которая начала работу с 17 августа и продолжит её до 18 сентября 2015 года. Организованная сеть «горячей линии» обеспечила пространственный охват значительной территории страны посредством 6-ти каналов приема информации от граждан на центральном пункте (федерального многоканального бесплатного телефонного номера 8-800-333-41-03; тел./факса: 8 (495) 744-12-16 или 8 (495) 623-46- 28); интерактивного общения через сайт НО «РФСВ»: http://www.rfsv.ru; электронной почты: email: hotline@rfsv.ru; видео почты и Skype телефонии: hotlineRFSV; SMS-портал «Честные выборы» по телефонному номеру: 8-906-094-39-79 и телефонов, мобильной и факсимильной связи, электронной почты, Skype-телефонии региональных пунктов.

Суть функционировавших call-центров общественной «горячей линии» заключалась в удовлетворении потребности граждан в информации и консультациях в избирательной сфере, приеме от них сигналов (жалоб) о возможных нарушениях на прошедших выборах, претензий (заявлений) в избирательной и социальной сферах, с целью их дальнейшей маршрутизации в избирательные комиссии и правоохранительные органы, а также представителям органов государственной власти и местного самоуправления, от принятия решений которыми зависело устранение проблем и конфликтов.

В значительной степени коммуникативная функция сети общественной «горячей линии» выступала содержанием её правозащитной деятельности и работы по обеспечению полноты реализации прав и свобод граждан. Весь объем информации, полученной от граждан, положен в основу предварительных оценок и выводов, предлагаемых в данном экспресс-докладе, и в дальнейшем составит статистическую основу для выстраивания публичного общественного рейтинга регионов в вопросах эффективности удовлетворения запросов граждан и решения их проблем в социальной и избирательной сферах (электоральный рейтинг регионов и избирательных кампаний).

Эффективность функционировавшей общественной «горячей линии» в значительной степени была обусловлена наличием заранее выстроенной системы её конструктивного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, организаторами выборов и их активными участниками, правоохранительными органами, общественностью и СМИ. Именно наличие этих коммуникативных каналов позволили сохранить «горячую линию», как реально действующий инструмент помощи избирателям, не превратив её только в портал сбора негативной информации о выборах.

Бесперебойный обмен информацией, её обработка, оперативное реагирование на сигналы (жалобы) и претензии (заявления) избирателей, в сети общественной «горячей линии» стали возможными благодаря использованию на всех её call-центрах специального программного обеспечения «СПО-HotLine-2014».

Методическую и организационную поддержку развернутой сети общественной «горячей линии» в Москве и в регионах, на местах, оказывали:

на федеральном уровне – Координационный совет НПО по защите избирательных прав граждан, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, Международный независимый эколого-политологический университет (Академия МНЭПУ);

на региональном – 6 Общественных палат (советов) (Республик Марий Эл, Татарстана, Чувашской Республики, Ставропольского края, Астраханской, Воронежской, Орловской областей), Палата Уполномоченных в Камчатском крае, 3 региональных отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» (Хабаровского края, Владимирской и Ульяновской областей), 3 высших учебных заведения (ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», ФГБОУ ВПО Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 12 общественных организаций (НО «Российский фонд свободных выборов», Объединение организаций профсоюзов Республики Ингушетия, Общероссийская общественная организация «Социальное содействие», Архангельское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Иркутская областная организация «Всероссийское общество инвалидов», Кемеровская региональная общественная организация Кузбасский центр «Инициатива», Новокузнецкое городское отделение Российского союза ветеранов Афганистана, АНО «Наблюдатели Петербурга», Региональная общественная организация «Молодежный союз юристов Новосибирской области», Ростовское отделение межрегиональной общественной организации Общественный комитет «За честные выборы», Ассоциация по развитию гражданского общества «Институт регионального развития», Санкт-Петербургская региональная общественная организация содействия профориентации и занятости молодежи «Правый берег»).

Квалифицированные специалисты в области избирательного права и выборных технологий, эксперты по социальным вопросам, обученный персонал пунктов «горячей линии» принимали, обрабатывали информацию от граждан, давали своевременные разъяснения и консультации, а в случае необходимости принимали необходимые меры реагирования, направленные на соблюдение законности и защиту прав и свобод граждан. К работе в качестве операторов call-центров «горячей линии» на волонтерской основе были привлечены: на центральном пункте в Москве – студенты Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина и Международного независимого эколого-политологического университета (Академии МНЭПУ), в регионах – представители общественности, молодежных, профсоюзных, ветеранских и иных общественных организаций, журналисты и студенты ВУЗов юридического профиля подготовки.

 Долгосрочная программа НО «РФСВ» «Организация общественного контроля на выборах в Российской Федерации» реализуется непрерывно, начиная с осени 2007 года. За весь период работы в разное время пункты «горячей линии» разворачивались в 80 регионах страны и на них было получено более 90 тыс. обращений. Опыт, приобретенный специалистами общественной «горячей линии» в ходе проведения обработки и анализа такого количества обращений, позволяет, на основе мнений наших сограждан, формулировать независимые оценки и объективные выводы относительно проводимых выборов, степени их соответствия российскому избирательному законодательству и международным стандартам демократических выборов.

2. Обращения на пункты общественной «горячей линии» связи с избирателями

Работа с обращениями граждан. Операторы call-центров общественной «горячей линии» на основе специального программного обеспечения «СПО-HotLine-2014» фиксировали обращения граждан в электронной форме, что существенно снизило временные затраты на оформление и регистрацию обращений и повысило оперативность работы всех пунктов. Эксперты-консультанты давали разъяснения, при необходимости проверки поступающих сведений, отправляли информацию в избирательные комиссии, органы власти и местного самоуправления, штабы региональных отделений политических партий, правоохранительные органы и СМИ.

Обобщенная информация еженедельно, за три дня до дня голосования – ежедневно, в день голосования 13 сентября 2015 года – четыре раза в день, направлялась на центральный пункт, где она анализировалась, обобщалась в виде соответствующих информационных экспресс-сводок, - статистик, -дайджестов, текущей аналитики и незамедлительно доводилась до организаторов выборов и широкой общественности на федеральном и региональном уровнях. За весь период с начала работы всей сети «горячей линии» только на центральном пункте было подготовлено 10 экспресс-сводок, -статистик и -аналитик (в том числе 4 в день голосования и 1 при подсчете голосов на избирательных участках), 10 информационно-аналитических справок для прессы.

Количество обращений. С момента начала работы «горячей линии» с 10:00 17 августа до 10:00 14 сентября 2015 года по всем каналам связи поступило 1432 обращения избирателей из 56 регионов России. Наибольшее количество обращений поступило из Новосибирской области – 316 (22%); Республики Татарстан (Татарстана) – 293 (20%); Чувашской Республики - Чувашии – 169 (12%); Кемеровской области – 95 (6,5%). На центральном пункте в Москве получено 290 (20%) обращений. Динамика поступления обращений. До «дня тишины» поступило 877 (61,2%) обращений; накануне дня голосования (в «день тишины») – 56 (3,9%); в ночь перед голосованием – 17 (1,2%); в день голосования – 382 (26,7%); при подсчете голосов на избирательных участках – 100 (7%)  

Содержание обращений. С начала работы «горячей линии», по мере открытия её пунктов и проведения мероприятий по презентации работы на предстоящих выборах, наблюдалось увеличение числа обращений граждан, что связано, прежде всего, с повышением их информированности о её работе и широким освещением этого в федеральных и региональных СМИ. Интерес граждан в обращениях, с самого начала был связан с выборами:

на этапе выдвижения кандидатов, сбора подписей в свою поддержку и регистрации – сконцентрирован на получении консультативной помощи;

в агитационный период – удовлетворял их потребности в информации об организации избирательного процесса и проведения агитации; с началом досрочного голосования, а в некоторых регионах использования права открепительного удостоверения – характеризовался появлением претензий;

в день голосования, особенно во второй половине, – появлением сведений о возможных нарушениях избирательного законодательства;

в период подсчета результатов голосования на избирательных участках – значительным снижением общего объема обращений и доли тревожной информации в них.

В избирательной сфере акцент постепенно смещался: от выборов муниципального уровня к выборам высших должностных лиц регионов; от обращений за консультациями и информацией к постановке проблем, формированию претензий и сообщению сведений о нарушениях.

Ранжируя все категории обращений, можно отметить, что фокус претензий граждан в избирательной сфере был сконцентрирован на:

организации голосования избирателей (досрочного, в помещении и вне помещения в день голосования) – 125 (8,7%);

организации избирательного процесса (информирование о выборах, партиях и кандидатах, местах расположения и контактах избирательных комиссий;

подбор и оборудование помещений для голосования;

приглашения на выборы;

режим и график работы избирательных комиссий и т.д.) – 85 (5,9%);

предвыборной (незаконной) агитации – 47 (3,3%);

действиях (бездействии) избирательных комиссий – 32 (2,2%).

Вопросы социального характера с самого начала работы составляли незначительную часть и по мере приближения ко дню голосования их доля уменьшалась – 211 (14,7%).

Наблюдатели и члены комиссий с правом совещательного голоса, как и ранее на выборах тщательно следили за деятельностью избирательных комиссий, порядком их действий в тех или иных ситуациях в день голосования и особенно в период подсчета голосов избирателей в участковых комиссиях. Очень ревностно относились к малейшим ограничениям со стороны избирательных комиссий в проведении фото и видео фиксаций в помещении для голосования.

Структура обращений избирателей.

Все обращения, поступившие на общественную «горячую линию», распределились по следующим категориям: обращения за разъяснением избирательного законодательства и практики его применения – 790 (55,2%); характеризующие нерешенные вопросы избирательной сферы – 351 (24,5%); касающиеся соблюдения прав граждан и правопорядка на выборах – 11 (0,8%); имеющие сведения об ущемлении прав граждан со стороны органов власти – 10 (0,7%); вскрывающие имеющиеся социально-бытовые проблемы – 211 (14,7%); содержащие предложения по совершенствованию законодательства и решению иных проблем – 59 (4,1%).

Всего получено 583 обращения, в которых эксперты «горячей линии» выделили претензии граждан. Эти претензии граждан были адресованы к: организаторам выборов (избирательным комиссиям) – 289 (49,6%); политическим партиям и кандидатам – 73 (12,5%); органам власти и правопорядка по избирательным проблемам – 10 (1,7%); органам власти и местного самоуправления в социальной сфере – 211 (36,2%).

Работа экспертов и специалистов «горячей линии» по уточнению и проверке полученных сведений, содержащих информацию о возможных нарушениях и претензии избирателей, продолжается.

 

3. Реагирование на обращения граждан

Меры реагирования на обращения граждан.

В период работы «горячей линии» дежурные операторы, эксперты-консультанты по каждому обращению принимали меры реагирования, направленные на обеспечение законности и связанные с защитой избирательных прав граждан. За весь период работы, на всех пунктах общественной «горячей линии» её специалистами были приняты следующие меры реагирования

По обращениям, требующим оперативного реагирования, только центральным пунктом «горячей линии» было направлено 17 экспресс-информаций. Из них: в ЦИК России – 8: в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации – 8 (Республика Коми – 1, Красноярский край – 2, Воронежская область – 1, Калининградская область – 2, Нижегородская область – 1, Ханты-Мансийский автономный округ – 1); в правоохранительные органы – 1 (Нижегородская область). В отправленных экспресс-информациях содержались сведения, которые требовали незамедлительного вмешательства адресантов в ситуацию, о которой сообщили на «горячую линию» граждане.

В Москве вся проверочная работа по вопросам соблюдения избирательного законодательства осуществлялась во взаимодействии с членами и сотрудниками аппарата ЦИК России, в субъектах Российской Федерации – во взаимодействии с соответствующими подразделениями избирательных комиссий. Прямой контакт с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации позволял принимать меры, направленные на устранение проблем организации голосования и предупреждения нарушений избирательных прав граждан. На Центральный пункт оперативно поступала ответная информация о принятых мерах реагирования из избирательных комиссий.

Анализ социально-демографических данных граждан, сообщавших различную информацию, показывает, что на пункты «горячей линии» НО «Российский фонд свободных выборов» обращались: по полу: мужчин – 44%, женщин – 56%; по возрасту: до 18 лет – 2,1%, от 18 до 29 лет – 8,3%, от 30 до 39 лет – 18,8%, от 40 до 49 лет – 24,2%, от 50 до 59 лет – 17,5%, от 60 лет и старше – 29,1%; по образованию: неполное среднее – 3,5%, среднее – 10,3%, среднее-специальное – 23,2%, неполное высшее – 5,2%, высшее – 57,8%; по месту проживания: от граждан, проживающих в сельской местности – 3,7%, в поселках – 10,2%, в городах – 50,4%, в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации – 35,7%.

4. Предварительные оценки и выводы

Некоммерческая организация «Российский фонд свободных выборов» в рамках реализации долгосрочной программы «Организация общественного контроля на выборах в Российской Федерации», при поддержке Координационного совета НПО по защите избирательных прав граждан, во взаимодействии с Общественными палатами (советами) субъектов Российской Федерации и региональными партнерами в период подготовки и проведения избирательных кампаний по выборам в субъектах Российской Федерации в единый день голосования 13 сентября 2014 года обеспечивала развертывание и функционирование сети общественной «горячей линии» связи с избирателями. С 17 августа 2015 года активно функционировали 25 региональных и центральный call-центры, на которых всего было принято 1432 обращения от избирателей.

Специалисты в области избирательного права и выборных технологий, эксперты по социальным вопросам, обученный персонал пунктов «горячей линии» принимали, обрабатывали информацию от граждан, давали своевременные разъяснения и консультации, а в случае необходимости принимали необходимые меры реагирования, направленные на соблюдение законности и защиту прав и свобод граждан.

Квалификация экспертов и специалистов общественной «горячей линии», объем и география полученной информации, опыт обработки и анализа значительного количества обращений, позволяют, на основе мнений наших сограждан, формулировать независимые оценки и объективные выводы относительно проведенных избирательных кампаний по выборам 13 сентября 2015 года, степени их соответствия российскому избирательному законодательству и международным стандартам демократических выборов.

1. Выборы высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований – административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений (в органы местного самоуправления) 13 сентября 2015 года проводились в условиях существенного увеличения политической конкуренции, стабильного уровня активности избирателей при этом сопровождались значительным снижением количества сообщений о возможных нарушениях законодательства о выборах и претензий избирателей к организаторам выборов и их активным участникам.

2. Значительное возрастание политической конкуренции связано с участием в выборах значительного количества зарегистрированных политических партий и предоставлением им права выдвижения кандидатов и списков кандидатов, а также кандидатов в порядке самовыдвижения. Наиболее высокая активность избирателей была отмечена на выборах высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, что обусловлено усилением общественных ожиданий, связанных с влиянием института выборности высших руководителей регионов на перспективы социально- политического и экономического развития регионов и страны в целом.

3. Функционирование сети общественной «горячей линии» на выборах в единый день голосования 13 сентября 2015 года осуществлялось в условиях повышения качества взаимодействия пунктов «горячей линии» между собой, с региональной общественностью, избирательными комиссиями всех уровней, правоохранительными и иными государственными органами, представителями исполнительной власти и органов местного самоуправления на местах, что определенным образом повлияло на возрастание оперативности обмена информацией, результативности проверок сообщений о нарушениях в ходе избирательного процесса, действенности мер по предупреждению и пресечению этих нарушений, по разрешению конфликтных ситуаций в связи с выборами. Наиболее эффективно взаимодействовали с центральным и региональными пунктами общественной «горячей линии» ЦИК России и избирательные комиссии Красноярского края, Воронежской и Калининградской областей.

4. Процедура выдвижения и регистрации в ходе прошедших избирательных кампаний проведена в соответствии с законодательством, возникающие проблемы решались в рамках обжалования решений. Система обжалования решений об отказе в регистрации работала эффективно и обеспечивала восстановление прав кандидатов и партий. Можно отметить тенденцию либерализации правоприменительной практики при регистрации кандидатов, списков кандидатов и ужесточение требований к действиям (бездействию) избирательным комиссиям при рассмотрении вопросов о регистрации.

5. Агитационная кампания проходила в целом достаточно спокойно. Практически отсутствовали претензии от кандидатов и избирателей о затруднениях при проведении агитационных мероприятий, предоставлении мест для размещения агитационных материалов, что отвечает требованиям создания условий для свободного ведения предвыборной агитации всеми участниками избирательного процесса. Характерными для прошедших избирательных кампаний нарушениями законодательства о порядке проведения предвыборной агитации стали: размещение агитационных материалов вне мест, выделенных администрациями муниципальных образований для этих целей и без согласия собственников и владельцев зданий и сооружений; неконтролируемое распространение агитационной продукции в Интернете (особенно в «день тишины»), как следствие отсутствия регламентации этого на законодательном уровне; порча агитационной продукции своих конкурентов на выборах.

6. С начала работы общественной «горячей линии», по мере открытия её пунктов и проведения мероприятий по презентации работы на предстоящих выборах, наблюдалось увеличение числа обращений граждан, что связано, прежде всего, с повышением их информированности о её работе и широким освещением этого в федеральных и региональных СМИ. Интерес граждан в обращениях, с самого начала был связан с выборами: на этапе выдвижения кандидатов, сбора подписей в свою поддержку и регистрации – сконцентрирован на получении консультативной помощи; в агитационный период – удовлетворял их потребности в информации об организации избирательного процесса и проведения агитации; с началом досрочного голосования, а в некоторых регионах использования права открепительного удостоверения – характеризовался появлением претензий; в день голосования, особенно во второй половине, – появлением сведений о возможных нарушениях избирательного законодательства; в период подсчета результатов голосования на избирательных участках – снижением общего объема обращений и доли тревожной информации в них.

 Уменьшение количества сообщений на «горячую линию» о нарушениях, связанных с подсчетом голосов избирателей и установлением итогов голосования участковыми избирательными комиссиями стало, по нашему мнению, результатом хорошей подготовки к работе членов участковых избирательных комиссий, а также установки веб-камер и прозрачных избирательных ящиков на избирательных участках.

В избирательной сфере акцент постепенно смещался: от выборов муниципального уровня к выборам высших должностных лиц регионов; от обращений за консультациями и информацией к постановке проблем, формированию претензий и сообщению сведений о нарушениях.

Фокус претензий граждан в избирательной сфере был сконцентрирован на: организации голосования избирателей (досрочного, в помещении и вне помещения в день голосования) – 125 (8,7%); организации избирательного процесса (информирование о выборах, партиях и кандидатах, местах расположения и контактах избирательных комиссий; подбор и оборудование помещений для голосования; приглашения на выборы; режим и график работы избирательных комиссий и т.д.) – 85 (5,9%); предвыборной (незаконной) агитации – 47 (3,3%); действиях (бездействии) избирательных комиссий – 32 (2,2%).

Вопросы социального характера с самого начала работы составляли незначительную часть и по мере приближения ко дню голосования их доля уменьшалась и всего составила – 211 (14,7%). Отмеченную тенденцию к уменьшению количества обращений, обусловленных социально- бытовыми проблемами населения, можно расценивать как показатель более глубокого понимания избирателями сути и значения демократических электоральных процедур в жизни общества.

7. В целом выявленные в ходе голосования и подсчета голосов избирателей сведения о возможных нарушениях избирательного законодательства и принятые претензии граждан к избирательным комиссиям, представителям государственной власти и органов местного самоуправления в своей совокупности не могут поставить под сомнение достоверность волеизъявления избирателей, итоги голосования и результаты выборов. Выявленные нарушения носили единичный, несистемный характер и не являлись существенными и грубыми.

На основании анализа значительного объема информации, полученной по каналам общественной «горячей линии» связи с избирателями, Российский фонд свободных выборов заявляет, что выборы высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований – административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений (в органы местного самоуправления) 13 сентября 2015 года проведены в полном соответствии с нормами российского законодательства о выборах и международными избирательными стандартами.

Организаторам общественной «горячей линии» и партнерам проекта представляется, что эта технология способна стать значимым средством расширения возможностей обеспечения прав и свобод граждан, а информация, полученная от них, может быть положена в основу выстраивания публичного общественного рейтинга регионов в вопросах эффективности удовлетворения запросов граждан и решения их проблем в социальной и избирательной сферах (электоральный рейтинг регионов и избирательных кампаний).

Опыт организации общественного контроля и совместной деятельности организаторов выборов, иных участников избирательного процесса по обеспечению реализации избирательных прав граждан посредством развертывания общественной «горячей линии» связи с избирателями, приобретенный на выборах в сентябре 2015 года, позволяет сделать вывод о необходимости и далее всемерно развивать эту работу, широко внедрять полученный опыт в общественную жизнь нашей страны.

НО «Российский фонд свободных выборов»

Добавить комментарий

Ваш E-Mail:Ваше имя:
Заголовок:
Сообщение: